Телефон

8 863 88 21-2-05

График работы:

Пн.-Пт. 8.00 - 17.12

Сб. 8.00 - 17.00

Адрес:

346200, Ростовская область,Кашарский район,
с. Кашары, ул. Ленина, 57

Юрий Анатольевич Пасиков, выпускник Ростовского государственного университета, преподает историю в Кашарской средней школе и занимается краеведением. Еще в студенческие годы он опубликовал на страницах нашей газеты свою первую работу - «Заселенье Верхнего Приольховья». Затем были напечатаны его краеведческие очерки, рассказывающие об истории Новопавловки, Верхнемакеевки, Кашар и других сел района. В настоящее время Ю А Пасиков подготовил новое исследование, посвященное родному краю. На основе архивных документов, книжных источников и воспоминаний старожилов в популярной форме в нем рассказывается о ранее неизвестных событиях, происходивших на степных просторах нашего края, о людях, которые творили его историю. Очерки будут публиковаться в первом и втором полугодии нынешнего года в газете «Слава труду».

На рубеже XXIвека в числе самых острых проблем следует рассматривать стратегию социального развития села. Сельский житель во все времени являлся главным хозяином на земле. Он выполнял важную роль в системе продовольственного обеспечения государства.

На сегодняшнем этапе социально-экономического развития страны сельский социум переживает нелегкие времена: крестьянский труд продолжает оставаться малооплачиваемым и тяжелым, на селе ограничены возможности в получении медицинских, образовательных и бытовых услуг. Заметно стареет население, а молодежь и вовсе пытается покинуть родные места. Сегодня очевидно – возрождение села связано с возрождением его духовности, утверждением традиционных нравственных идеалов.

Духовным очагом, центром культуры на селе во все времена считалась школа. В трудные периоды общество всегда с надеждой смотрит на школу, учителя, видит в них оплот духовности, нравственности, хранителей традиционных ценностей нации. Именно сельская школа, несмотря на социально-экономические проблемы государства, пока еще не утратила способности воспитать подрастающее поколение в духе уважения и любви к ближнему, к своей стране. Для этого необходимо преодолеть растерянность, апатию и осознать, сколь могучи наши нравственные корни. У нас есть тысячелетняя история, примеры истинного служения Отчизне. Есть великая культура, литература, традиции наших предков. О традициях обучения детей в хуторской школе, о проблемах, связанных с данным процессом, пойдет речь в этом очерке.

В одном из красивейших мест Кашарского района, в верховьях двух речек - Ольховой и Вяжи расположен живописнейший казачий хутор Вяжа. Молчат о времени основания хутора оставшиеся старые архивы. Или, может быть, правда о дате основания Вяжи сгорела вместе с частью донского архива в 1744 году, когда огромный пожар прошелся по тогдашней столице Войска Донского – городу Черкасску.

В самом хуторе из поколения в поколение передается устное предание о том, что основателем хутора был казак Егоров, получивший в этом месте от императора Петра Iземлю в награду за отличия в Азовских походах 1695-1696 годов. Если следовать этой точке отчета, то возраст хутора более трехсот лет.

Не хотелось бы обижать жителей славной Вяжи, подвергнув сомнению вышеназванную дату. Дело в том, что на Дону с незапамятных времен существовал способ самовольного захвата земель – заимка. Казак занимал земельный участок, вначале для разведения скота, а потом землепашества, хозяйственно обустраивал его, давал название и обязательно сообщал об этом местным станичным и Войсковым властям.

10 октября 1786 года императрица Екатерина II утвердила Карту всей земли Войска Донского, на которой хутора Вяжа не оказалось. Мог ли хутор, по преданию просуществовавший к этому времени около 90 лет (если следовать приведенной дате), быть попросту не отмеченным на карте? Конечно же, нет. Иначе, в противном случае, он мог быть сожжен (как и другие казачьи хутора и городки), а его владельцы строго наказаны за укрывательство.

Известный донской ученый-историк профессор РГУ Н А Мининков, автор работ «Донское казачество в эпоху раннего Средневековья до 1671 года» в личной беседе с автором этой статьи также подверг сомнению упомянутую дату основания хутора – 1696 год. По его мнению, казаки не могли так рано заселить здешние места. Первоначально, из-за боязни набегов кочевников, казаки старались жить как можно компактнее и поближе к большим городкам. В середине XVIII века ситуация изменяется коренным образом из=за нехватки земель вблизи центральных станиц и исчезнувшей угрозы разорительных набегов кочевников. В поле зрения рядовых казаков и зажиточной старшины попадают северные территории Войска. С этого времени и начинается их интенсивное освоение и заселение. Возможно, именно в это время и была основана Вяжа.

Не менее интересна дискуссия, связанная с происхождением названия хутора. В архивных документах использовались различные написания этого названия: х Вяжа, х Вежа, х Вяжинский или даже Вяжитский. Это позволяет высказать предположение, что название хутора произошло от слова «вежа». «Вежами» в старину называли хазарские, половецкие, татарские поселения и кочевья (город Белая Вежа). В одном из документов читаем: «…повоевав польские земли, татары возвратились в своя веже».

Филолог А А Шенников писал, что, возможно, слово «вежа» произошло от слова «вязать» и обозначало в древности пучок, связку. Ему принадлежит и другая версия, согласно которой слово «вежа» означало первоначально простейший конический (островерхий) шалаш.

У В И Даля зафиксировано множество значений слова «вежа», среди них – намет, шатер, палатка, кочевой шалаш.я

Вполне вероятно, что в районе х Вяжа стояли шалаши и сторожки первых его поселенцев. Кстати, топонимы, похожие на «вежу» встречаются и в других местах Верхнего Дона – станица Вешенская, озеро Вежное и хутор Вежной в юрту Усть-Медведицкой станицы.

Наряду с научными трактовками этого названия существует и нарадная этимология (объяснение), согласно которой местное население толкует значение слова по-своему. Местные жители связывают его происхождение с названием небольшой речки, протекающей через хутор с востока на запад до впадения в Ольховую. Рассказывают, что когда-то через хутор из Вешенской в станицу Старочеркасскую вели арестантов. Было осеннее время, и при переходе реки начали вязнуть в илу конвоиры. Они-то и назвали речку «Вязной». Со временем это название, очевидно, видоизменилось в слово Вяжа.

К 1803 году в хуторе насчитывалось 17 дворов и проживало 117 человек. Население хутора к концу 19 –го века возросло. По переписи 1897 года в Вяже проживало 709 человек коренного населения – 343 мужчины и 366 женщин. В хуторе начали селиться и иногородние. По этой же переписи их насчитывалось 34 человека. Украшением Вяжи стала построенная в 1889 году деревянная однопрестольная церковь во имя покровителя хутора святого Пантелеймона, получившая название Пантелеймоновской. С 1890 года причт церкви, состоявший из одного священника и одного псаломщика стал вести метрические и исповедные дела. Исповедные дела это по существу церковная летопись, куда заносились события, происходившие в хуторе и стране. В метриках указывались данные о родившихся, умерших, бракосочетавшихся. Причту было положено годовое жалованье в 600 рублей. Однако, как отмечал священник Иоанн Ястребов, церковнослужители получали годовой доход, включая и жалованье, в 855 рублей, пользовались двумя подцерковными домами, получая еще в год и по 50 рублей кормовых. 17 ноября 1891 года в хуторе при церкви была открыта школа грамоты, а тремя годами позже по решению хуторского атаманского правления начало функционировать сельское приходское училище.

Ю Пасиков. Учитель истории Кашарской средней школы.

Слава труду 24.6.2003 № 67

Яндекс.Метрика