Телефон

8 863 88 21-2-05

График работы:

Пн.-Пт. 8.00 - 17.12

Сб. 8.00 - 17.00

Адрес:

346200, Ростовская область,Кашарский район,
с. Кашары, ул. Ленина, 57

Методико-библиографическое пособие

сл. Кашары

2015

Составитель:

заведующий методико-библиографическим отделом

Г.Н. Воеводина

Профориентационная работа в библиотеке: методико-библиографическое пособие/ МБУК Кашарского района «МЦБ», методико-библиографический отдел; составитель Г.Н. Воеводина.- Кашары,  2015.- 20с.

 
   

Ученый тот, кто знает очень много из всяких книг; образованный – тот,  кто знает все то, что теперь в ходу между людьми; просвещенный – тот,  кто знает, зачем он живет и что ему надо делать.

Не старайся быть ни ученым, ни образованным, старайся быть просвещенным.

Г. Адаме

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.

Ежегодно нам приходится сталкиваться с тем, что большинство старшеклассников выбирают профессию по совету родителей или по несуществующим основаниям, что приводит к неудовлетворенности полученной профессии.

Не имея ни достаточного личного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства учащихся. Часто они испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Однако в случае решения этой проблемы и работая именно в данном направлении, они приобретают ценный опыт и новые способности - способности выбирать и осуществлять свой выбор.

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамента, характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее.

Работа именно в этом направлении даст возможность учащимся, желающим приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор. Оказание помощи молодежи в выборе профессий является важной задачей ряда социальных институтов, в том числе библиотек. Хорошо, когда то, чем ты любишь заниматься и будет твоей профессией, но мир профессий такой большой, и так трудно решить, по какому пути идти.

В связи с этим основной целью профориентационной работы современной библиотеки является – развитие у молодежи готовности и способности совершать профессиональный и жизненный выбор.

Методико-библиографическое пособие разработано в помощь профориентации и информационной поддержке образования. Представленные методические материалы адресованы библиотечным работникам; специалистам образовательных учреждений, профориентационных служб; и всем, кто интересуется данной темой.

Работа по профориентации в библиотеках ведется по двум направлениям:

профессиональное информирование - предоставление информации о различных профессиях, путях их получения и встречи с ведущими специалистами наиболее значимых для юношества профессий;

 профессиональное консультирование - помощь юношеству в выборе профессии с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья, анкетирование и организация встреч с психологом и специалистами центров занятости и центров профессиональной ориентации молодежи.

Результатом профориентационной деятельности библиотеки по первому направлению является формирование готовности к выбору профессии. Она предполагает интерес к этой проблеме, знание основных «правил» выбора профессии, высокий уровень самосознания, включающий способность к самовоспитанию и пониманию ответственности за свой выбор.

В  специальной литературе дается классификация организационных форм в зависимости от того, как организованы подростки. С учетом этого раскрываются такие формы работы: 1) массовая; 2) групповая  (с постоянным или меняющимся составом); 3) индивидуальная работа. Это наиболее распространенная и, вместе с тем, научно обоснованная классификация.

В свою очередь эти формы можно классифицировать в зависимости от методики воздействия:

I) вербальные или словесные формы (лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.);

II) практические формы (походы, экскурсии, конкурсы,  тренинги и т.п.);

III) наглядные формы (выставки творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п.).

Целесообразнее использование этих форм в комплексе, где бы они дополняли друг друга. Так час профориентации «Как много хороших профессий», может стать комплексным тематическим блоком профориентационных мероприятий, дополненных практическими и наглядными формами, а именно игрой-путешествием «Путешествие в историю труда» или копилкой народной мудрости «Пословицы, поговорки, загадки о труде», оформлением книжной выставки «В мире профессий» и т.д.

Актуально проводить в библиотеках Неделю профориентации «Профессии на все времена». В это время используется комплекс различных форм профориентационной деятельности. Кроме традиционных выставок, организовываются встречи со специалистом - профконсультантом из центра занятости; ведутся просмотры видеофильмов, например «Азбука профориентации»; «Ищу работу», а так же разрабатываются буклеты, закладки, листовки.

Профориентационному просвещению молодежи, её информационному

обеспечению по данной проблеме будут способствовать:

 часы общения «За рамками школьной программы»,

  часы-дебаты "Открытие профессии".

 информационные часы: «Любить дело, которое выбрал»,

«Авторитетная профессия - это...», «В помощь абитуриенту», «Вам,

вступающие в жизнь»;

  часы полезных советов: «Профессии, которые мы выбираем», «Мечта,

профессия, долг»;

  Дни молодежной периодики «Юность - твой большой выбор»;

 Дни профориентации: «Куда пойти учиться?», «Выбери себе дорогу»,

«Как стать профессионалом?»;

  Дни информации: «Новые профессии в новых экономических

условиях».

  Дни защиты профессии («Есть такая профессия…»; «Дело, которому

ты служишь»);

  Дискуссионные клубы

  устный журнал «Механизатор - главная фигура на селе»

  Парад профессий «Профессии на все времена»;

  медиапрезентации «Профессиональная карьера. Образ выбора»

В занимательной форме можно провести вечер-рассказ на одну из тем:

«Мир профессий», «Человек, труд, профессия», «Я в рабочие пошел»,

«Твое призвание». В его программу полезно включить рассказ двух-трех

читателей  об истории различных профессий.

На вечер пригласить представителей тех специальностей, о которых пойдет речь.

Они познакомят подростков с необходимыми качествами характера и требованиями, предъявляемыми к данной профессии. В ходе вечера можно

использовать песни, стихи о профессиях.

Зарекомендовала себя с положительной стороны и такая форма  работы, как репортаж с рабочих мест «Профессия или призвание».

Рапортовать о своей профессии или, точнее сказать о призвании, может оператор фермы, механизатор, фермер, представитель Центра занятости населения, который расскажет о том, работники каких профессий нужны району, об изменении спроса на рынке труда, о возможности трудоустройства совершеннолетних.

Весной для выпускников школ можно провести Дни абитуриента «Мое увлечение

— моя профессия», «Представьтесь, пожалуйста», «Работа? Профессия? Призвание? Хобби?» — темы встреч, на которые  можно пригласить представителей востребованных профессий;

Эффективной формой воспитания профессионального интереса

являются диспуты, дискуссии: «Куда пойти учиться?», «Выбери себе дорогу», «Что значит найти себя. Предлагаем провести дискуссию со старшеклассниками на тему «Кем быть или каким быть?»

Большой популярностью у молодежи пользуются интеллектуально-

творческие игровые программы, позволяющие в ненавязчивой форме дать

информацию о различных профессиях: интеллектуально - развлекательная

игра «Все профессии хороши - выбирай на вкус», «Защита профессии перед

родителями», игра-разминка «Профессионал», деловая игра «В лабиринтах образования и самомаркетинга», профориентационная игра «Выбор профиля», «Поступаем в вуз», сюжетно-ролевая игра «Бюро по трудоустройству», в которой школьники в игровой форме получат основные знания о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений.

Организационные моменты некоторых форм профориентации.

Диспут – интересен тем, что заставляет задуматься над проблемой  профессионального выбора тех, кто еще не готов к нему, а также способствует выработке коллегиального решения по спорным вопросам.

Примерные темы диспутов: «Кем быть, каким быть?», «Все ли средства хороши для достижения своей цели», «Безработица — это тупик или перепутье», «Карьера — это карьеризм или профессиональный рост», «Что я делаю для достижения своей цели», «Престижность профессии. Что это такое?» и др.

Примерные вопросы к диспуту «Кем быть, каким быть?»:

1. «Смысл жизни» и «Выбор профессии». Равнозначны ли эти понятия?

2. «Неважно, кем ты будешь, важно, каким будешь». Как считаете Вы?

3. Профессия красит человека или человек профессию?

4. Говорят, что можно привыкнуть к любой профессии. Так ли это?

5. Свободный выбор профессии. Что это значит?

6. Зависит ли выбор профессии от оценок в аттестате?

7. Что нужно знать для правильного выбора профессии?

8.Пословица гласит «Блажен тот, кто нашел свое дело, пусть он не ищет другого блага». Как Вы ее понимаете? Нашли ли Вы свое дело? В чем  Ваша главная цель в жизни?

9.Как для себя Вы решили проблему: кем быть, или каким быть? Что повлияло на Ваш выбор?

Устный журнал — представляет собой выступления с сообщениями на определенную тему, каждое сообщение составляет одну страницу журнала.

Чтобы журнал был интересным, можно включать в него просмотр видеоматериалов, слайдов, устраивать встречи с представителями различных профессий. Примерная тематика устных журналов: «Люди в белых халатах»,

«Твоя профессия», «Кто нас одевает», «В мире профессий» и др.

Беседа проводится с целью ознакомления подростков с миром профессий, ориентирами профессионального самоопределения, системой профессионального обучения и подготовки в регионе, особенностями и условиями трудовой занятости населения. При подготовке беседы предусматривается перечень вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы, наглядные материалы, форма подведения итогов.

Для участия в беседе можно пригласить представителя профессии, о которой идет речь, специалистов различных социальных служб, работников профессиональных учебных заведений, студентов и др.

 Тематический вечер — может быть посвящен одной профессии или

целой отрасли.

В ходе вечеров могут проводиться конкурсы, игры, включаться номера художественной самодеятельности, музыкальное сопровождение.

Также наиболее активно в библиотеке используются такие формы работы с подростками как беседы и уроки профориентации.

Для оказания  психологической  помощи и поддержки старшеклассников, в библиотеках  применяются различные методы: тренинги, ролевые игры, конкурсы, анкетирование, тестирование, различные ситуативные моменты, которые  помогают активизировать процесс самоопределения и расширяют представление о различных сферах труда.

Конкурсы.                                                                                                                                                                                         Это форма     досуговой деятельности, под которой понимается соревнование, состязание, имеющее целью выявить лучшего из лучших участников. Идея сравнения, сопоставления - в этом зерно конкурса.

Конкурсы могут иметь самые разнообразные формы:

 викторина - игра, построенная на занимательных вопросах и ответах

на них;

 головоломка - игра, построенная на занимательных вопросах и

ответах на них;

 кроссворд - игра-задача, состоящая в заполнении словами

пересекающихся рядов-клеток;

ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены

комбинацией условных знаков или фигур, букв, цифр, рисунков и т.д.;

изображение какого-либо слова или целого предложения при помощи

комбинации цифр, букв, рисунков, знаков. Проведение конкурсов может выступать  как самостоятельное мероприятие.

Традиционной формой в работе библиотек по профориентации остаются обзоры литературы. Можно, например, провести  обзор литературы на тему: «Путь выбора». Мероприятие сопровождается   обзором книжных выставок  «Студгородок», «В помощь поступающим», «Абитуриенту!». Обзор «Куда пойти учиться, чтоб потом озолотиться» проводится для учащихся 9-11-х классов. На выставке-рейтинге «Профессии, которые мы выбираем» была представляется  литература, рассказывающая о профессиях, востребованных на рынке труда и хорошо оплачиваемых: логист, веб-мастер, маркетолог, фандрейзер, PR-агент, ипотечный брокер и др. Материалы могут быть представлены газетно-журнальными статьями последних лет и справочниками для поступающих в учебные заведения области и страны.

Активно в работе библиотек по профориентации  используется наглядная  форма работы – книжные выставки. Нужно отметить, что библиотекари  разнообразили содержание книжных выставок, помимо книг и периодических изданий  представлены тесты, помогающие определить возможности и профессиональные склонности; справочники учебных заведений, рекламная продукция (буклеты, листовки) местных учебных заведений, а также можно порекомендовать электронные варианты изданий.

Большего успеха в профессии достигает тот, для кого она стала результатом осознанного, осмысленного и самостоятельного выбора. Целенаправленная профориентационная работа библиотекарей среди молодежи дает им возможность определиться в выборе профессии, а значит сориентироваться «по жизни».

В заключение хотелось бы отметить, что задачи проводимых мероприятий по профориентационной направленности заключаются в работе библиотек по подготовке молодых людей к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества; раскрытии фонда документов по профессиям через различные формы выставочной и культурно-просветительной работы.

 Приложение 1

Профориентационное упражнение  «Профессия на букву…»

Упражнение используется для актуализации и расширения знаний о профессиях.

 Вам понадобится лист А4, ручка, секундомер или таймер (на часах, телефоне, плеере и т.д.),

 Чуть позже – компьютер или энциклопедия профессий.

 Выберите на ваше усмотрение две буквы русского алфавита, с которых, как вам кажется, начинается много слов. Например, «к» и «м».

 Возьмите лист А4, разделите его на 4 одинаковые колонки. Над первой колонкой поставьте букву «к», над третьей – букву «м»

 Задайте себе время. Например, одну или три минуты. Установите его на секундомере.

 Заполните колонку №1 – профессии на букву «к» за отведенное время.

 Повторите еще раз инструкции № 3 и 4 – для буквы «м». У вас должно было получиться две колонки с профессиями, чередующиеся с двумя незаполненными колонками.

 Во второй колонке, напротив каждой профессии напишите словосочетание, которое указывает на основную деятельность этой профессии. Например, в первой колонке – «крановщик», во второй колонке – «управляет краном». Зафиксируйте время начала и окончания заполнения второй колонки и запишите его над колонкой.

 То же самое проделайте с профессиями на букву «м».

Проверьте себя, воспользовавшись «Списком профессий» в Википедии, или энциклопедией профессий, если она у вас есть.

 В результате выполнения этого упражнения вы можете оценить свои знания о существующих профессиях, их содержании, проверить свой темп деятельности.

Упражнение « Найди пару»

Цель: упражнения позволяют участникам занятия адаптироваться в игровой форме к тематике предстоящих занятий.

Для выполнения задания ведущему следует подготовить и раздать всем участникам парные карточки с названиями профессий.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас получит карточку с названиями профессии. Ваша задача - прочитать название и никому не сообщать его. В группе обязательно есть еще один человек с такой же карточкой. Я буду задавать вам различные вопросы, касающиеся каких - либо характеристик профессиональной деятельности. Если эта черта присуща той профессии, карточка с которой вам досталась, вы должны молча встать. Будьте внимательны. Наблюдайте за остальными участниками группы: кто еще встает вместе с вами? В результате всей работы вы должны постараться определить свою пару.

Примерный список профессий, который целесообразно использовать (список может быть дополнен):

учитель

охранник

водитель

медсестра

плотник

повар

программист

геолог

юрист

электрогазосварщик

маляр

Вопросы, которые целесообразно задать слушателям: Пусть встанут те из вас:

Чьи профессии пользуются спросом на рынке труда.

Где низкая заработная плата.

Чьи профессии не требуют высшего образования.

Чьи профессии требуют постоянного общения с другими людьми.

Чьи профессии не требуют большой физической силы.

Чьи профессии требуют хорошего зрения.

Чьи профессии требуют большой смелости.

Чьи профессии престижны.

Чьи профессии требуют хорошего внимания.

Кто работает на машинах.

Обсуждая результаты проведения игры, следует обратить внимание участников на то, какие из характеристик были наиболее информативны для идентификации, что вызывало наибольшие затруднения при решении задач.

Игровое упражнение «Кто есть кто?»

Цель упражнения- дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями.

Время проведения - 5 — 7 минут.

Основные этапы

(Упражнение проводится в круге.)

1. Ведущий опрашивает участников, какие профессии для них наиболее интересны, записывает эти профессии (примерно 10 - 15 названий) на доске. Во время проведения упражнения ведущий называет профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда профессия будет никому из участников не интересна, а может даже и неприятна.

Инструкция

Сейчас я буду называть профессии, а каждый участник в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбрано человека (наиболее подходящего для названной профессии).

2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии(СНОСКА: Следует заметить, что в свое время проводились эксперименты (В.Н. Шубкин и др.), показывающие, что прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно.). Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.

В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участниками.

Тест для выбора профессии (ГлавСправ)

 На основе методики Е. Климова «ГлавСправ» разработал тест, чтобы помочь вам выяснить, на какой вид деятельности лучше обратить внимание. Вопросы подобраны так, чтобы определить личностные особенности каждого, ярко выраженный интерес к данному виду деятельности. Это необходимо для правильного выбора профессии. Возможно, тест станет для вас хорошей подсказкой на будущее? Тем более, что в итоге к каждому из пяти вариантов теста прилагается список образовательных направлений.

 Выберите один из 2 вариантов ответа в зависимости от того, насколько верно наше предположение, например:

 «Вы любите ухаживать за животными?»:

категорически нет — 0 баллов,

да, это точно обо мне — 1 балл.

 Блок 1. Человек – Природа 

Вы любите смотреть фильмы и передачи из жизни живой природы?

Вы бы смогли перебороть страх, например, перед крысой, если вам понадобилось ее удержать в руках?

Вы любите и умеете возиться с комнатными растениями, даже засохший росточек вашими усилиями превратится в цветущий куст?

Хорошо разбираетесь в породах животных или видах растений?

Вы считаете, что парки в городе важнее инфраструктуры (дороги, магазины, офисные помещения)?

Идеальный отдых для вас — не пляж, а поход за грибами, пикник в лесу или даже вылазка в горы?

Блок 2. Человек – Техника

Вы легко назовете минимум 10 компонентов, из которых состоит ваш компьютер?

Вы неплохо справляетесь с заданиями по физике, особенно лабораторными?

Что касается техники, вам проще показать, как с ней управляться, чем объяснить?

В детстве часто разбирали механические игрушки, чтобы узнать, что там, внутри?

Вы предпочитаете внимательно прочитать инструкцию, чтобы освоить новый «гаджет»?

На уроках геометрии или черчения вам не составляет большого труда точно начертить объемный рисунок, сделать его в нескольких ракурсах?

Блок 3. Человек – Человек

Как ни странно, но после всех поездок у вас больше всего остается фотографий с портретами людей?

Вы любите книги и фильмы о культуре и истории разных стран?

Вы считаете себя сострадательным человеком, готовы помочь даже незнакомому человеку, если понадобится?

Вы хорошо справляетесь, когда нужно присмотреть за маленькими детьми?

Вы знаете, как убедить человека сделать то, что вам нужно, умеете найти свой подход к каждому?

Вы можете справиться с волнением и хорошо выступаете перед большой аудиторией?

Блок 4. Человек – Знаковая система

Вы с удовольствием решаете сложные задачки, редко ошибаетесь в расчетах, умеете применять нужные формулы?

Лучше всего информация усваивается в виде графиков и таблиц?

Вы любите точность в расчетах, не допустите ошибок в тексте из-за невнимательности?

Вы сможете относительно точно воспроизвести математическую формулу или схему, увидев ее первый раз?

Если нужно объяснить что-то другому человеку (например, как организовать вечеринку), вам проще набросать схему или план?

У вас наверняка идеальный порядок на столе, вы точно знаете, в каком ящике лежит нужный предмет?

Блок 5. Человек – Художественный образ

Когда вы что-то рассказываете, то стремитесь в первую очередь передать эмоции и переживания?

Вы неплохо запоминаете внешность и мимику людей, сможете изобразить или нарисовать известного человека?

Часто выбираете вещи или книги импульсивно, полагаясь на их внешний вид?

Вы близко к сердцу принимаете эмоции героев художественных фильмов или книг, ярко представляете себе описанные пейзажи?

У вас необычный стиль одежды или оформление комнаты… кому-то это не нравится, но вы все равно уверены, что индивидуальность — прежде всего?

Увидев красивый сувенир или поделку, вы уверены, что сможете сделать своими руками такую же, а то и лучше?

  Ответили на все вопросы? Посчитайте свои баллы в каждом блоке. Тот, в котором окажется наибольшее число утвердительных ответов, указывает, в каком направлении вам стоит выбирать будущую профессию.

Профориентационная игра "Один день из жизни"

 (Данное упражнение является модификацией известной игры "Рассказ из существительных", которая была адаптирована нами к проблематике профессионального самоопределения.)

 Смысл игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

 Упражнение проводится в кругу. Количество играющих — от б—8 до 15—20. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы методики следующие:

 1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию "фотомодель”.

 2. Общая инструкция: "Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника — фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хохмы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.

 3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков ненемало (6—8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

 4. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

 Опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже ненемало уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.

 Не менее интересно может быть проведено аналогичное упражнение, но уже на тему "СОН ИЗ ЖИЗНИ...” такого-то специалиста. В этом случае возможно более творческое и бурное фантазирование участников, поскольку речь идет о необычной, почти, "мистической” ситуации, связанной с загадочным миром снов...

 Данные упражнении оказываются интересными и полезным и даже при работе со специалистам и. К примеру, и в программу подготовки профконсультантов можно включить сначала упражнение "Один рабочий день из жизни профконсультанта”, а затем — "Сон из жизни профконсультанта”.

 Особенно полезными как для школьного профконсультанта, так и для профконсультанта службы занятости были бы игровые упражнения на темы "День из жизни безработного” и "Сон из жизни безработного" (выпускника школы эпохи "демократических преобразований” и безработного взрослого из той же эпохи...).

Профориентационная игра «Ловушки-капканчики»

Цель игры - осознание учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям. Время проведения - 20-30 минут.

Основные этапы

(Упражнение проводится в круге.)

1. Совместно с группой определяется профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения; оформление на какое-либо место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего).

2. В группе выбирается доброволец, который будет «представлять» вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком много!

Инструкция

Сейчас каждый участник, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человека (именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают). Каждому желательно определить две-три таких трудностей-ловушек на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Также каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть эти трудности. Главному игроку дается время для определения несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели, а также для подготовки ответа, как он собирается их преодолевать.

После этого по очереди каждый называет по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен сказать, как можно эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен сказать, как можно ее преодолеть.

Приложение 2

Примеры вопросов по профориентационной тематике

1.         Вопросы с использованием «черного ящика»

            Вопрос

В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике?

Ответ: ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой: сталевары берут пробу стали специальной ложкой.

2.         Вопросы об известных людях, которые достигли профессиональных высот в самых разнообразных областях:

            Вопрос

Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ремесел, которыми он владел. Ответ: Петр I - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др.

Источник: Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. I. М: Аванта+, 1995. С. 496.

Блиц-игра

(3 вопроса за 1 минуту, на обдумывание каждого вопроса -20 сек.)

            Вопрос

Кто был профессионалом:

            в литературе и медицине (ответ: А. П. Чехов);

— в музыке и химии (ответ: А. П. Бородин):

            в литературе и дипломатии -(ответ: А. С. Грибоедов). Источник: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Вопросы можно оформить более интересно.

            Вопрос

Звучит музыка из оперы «Князь Игорь». Какой еще профессией владел автор данного музыкального произведения? Ответ: А. П. Бородин - химик. Источник: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

            Вопрос

Мальчик розу увидал.

Розу в чистом поле,

Аромат ее впивал,

Любовался вволю.

Эти строки принадлежат великому немецкому поэту Гете. В какой еще области человеческой деятельности известно его имя?

Ответ: в области естествознания, а именно ботаники. Гете — автор работы «Опыт о метаморфозе растений». В приведенном четверостишии, таким образом, дается подсказка «знатокам».

Источник: Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 299.

3.         Вопросы с участием сказочных персонажей

            Вопрос

Кем бы могли работать в наши дни:

Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (ответ: пародистом)

Красная Шапочка (ответ: социальным работником)

            Герой    мультфильма    «Каникулы   в    Простоквашино»    кот   Матроскин    (ответ: коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).

4.         Вопросы с демонстрацией каких-либо предметов

            Вопрос

На подносе выносятся скальпель, огурец, одеколон и ножницы. Представители какой профессии пользовались данными средствами в своей работе?

Ответ, цирюльник. Он пользовался этими предметами во время бритья и стрижки клиентов (огурец — за щеку).

5.         Вопросы, связанные с историей профессий

            Вопрос

В какую профессию сегодня превратилась профессия трубочиста? Ответ: слесарь-водопроводчик.

            Вопрос Выдь на Волгу, чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется, То бурлаки идут бечевой.

Кем работают сегодня представители этой профессии? Ответ, мотористами-рулевыми. Источник: Мир профессий: Человек — техника. М.: Молодая гвардия, 1978. С. 290.

6. Вопросы на основе пословиц, поговорок, произведений живописи и литературы

            Вопрос

«Работа у нас такая — доставлять людям радость». В одной пословице эта профессия сравнивается с профессией врача. В Ярославле есть профучилище и техникум, в которых можно получить эту профессию. Назовите профессию и учебные заведения.

Ответ, профессия - повар. Ее можно получить в ПУ № 9, в торгово-экономическом техникуме.

Пословица: «Добрый повар стоит доктора».

Источник: Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь.

М.: Школа-Пресс, 1994. С. 391.

            Вопрос

Назовите профессию, имеющую место в современном производстве, определить которую поможет персонаж романа А. Дюма-отца «Королева Марго» Екатерина Медичи.

Ответ, профессия травильщицы, широко распространенная в современном химическом производстве.

Источник: 2000 профессий, специальностей, должностей.

Энциклопедический справочник. Минск, 1986. С. 391.

7. Вопросы-шутки

            Вопрос

Какую профессию вы посоветуете выбрать двум очень разговорчивым женщинам, любящим говорить по поводу и без повода?

Ответ, профессию трепальщицы, которая широко распространена в современном ткацком производстве.

            Вопрос

Что общего у ЭВМ с коровой?

Ответ, профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения).

Источник: 2000 профессий, специальностей, должностей. Энциклопедический справочник. Минск, 1986. С. 286, 287.

            Вопрос

Мы на закате

с поля возвращались, Ядреным потом

стылый воздух пах. У каждого обветренно качалась По-за плечом

рубашка на граблях.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки? Ответ, поэт.

8. Вопросы типа «Угадай профессию»

            Вопрос

«Моя профессия на ваш взгляд может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию».

Ответ: дирижер.

            Вопрос

Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские. Ответ, профессия машинист — машинистка.

            Вопрос

Представитель какой профессии управляет процессами: диффузией и ферментацией? Ответ, повар, кулинар-кондитер.

Приложение 3

Художественные произведения, в сюжете  которых  рассказы о профессиях:

ДудинцевВ."Белые одежды". О генетиках

М.А.Булгаков "Записки юного врача", "Записки покойника (Театральный роман)"

Герман Ю. "Дорогой мой человек" (про врача)

Вересаев Викентий Викентьевич "Записки врача", только эта книга впервые была издана в 1901 году.

 Солженижын - об ученых (В круге первом), врачах (Раковый корпус), неквалифицированных рабочих (Архипелаг Гулаг).

Елена Чижова "Крошка Цахес" - об учительнице английского языка.

Айтматов "И дольше века длится день" - путевой обходчик;

Липатов В. "Деревенский детектив" - сельский милиционер

ПушкинА.С. "Сказка о попе и его работнике Балде" - наемный работник

А.П. Чехов («Палата №6», «Случай из практики», «Ионыч» и др.) – о враче

Маринина, А.Б. Шестерки умирают первыми:,    Улицкая, Л.Е. Сонечка          образ библиотекаря в художественной литературе)

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Планета людей», «Военный летчик», «Цитадель» - о летчиках

К. Паустовский «Золотая роза» - о писательском труде

В. Каверин «Открытая книга»

При подготовке работы использованы электронные ресурсы:

docme.ru›doc/327435/proforientaciya-v-biblioteke…

bounb.eao.ru›Методические пособия›Электронная версия›Формы работы

librari-biruch.ru›attachments/article/538/prof.pdf

edu.glavsprav.ru›Профориентация›Тесты 

Яндекс.Метрика