«Высоцкий. Неисповедимая судьба»

Сценарий литературного вечера,

посвященного жизни и творчеству Владимира Высоцкого

Цель: ознакомить читателей с поэтическим миром В.Высоцкого, заинтересовать творчеством поэта, развивать творческие способности читателей.

Оборудование: презентация, выставка книг В.Высоцкого.

Музыкальный фон (В.Высоцкий «Лирическая» минус)

Слайд 1

Годовщина, годовщина…

Встреча - горькая причина.

Наступила тишина.

Помяни его, страна.

Годовщина, годовщина…

Не свеча и не лучина,

Не лампадный фитилек -

В пепелище уголек.

Годовщина, годовщина,

И тоска неистощима,

И несется над землей

Хриплый голос твой живой.

Годовщина, годовщина…

Встреча – горькая причина,

Наступила тишина,

Помяни его, страна

 Видео Высоцкий. Жизнь без сна. (https://youtu.be/0MWEGGfcpV4)

 

1 ведущий.

Есть люди, которые метеоритом врываются в нашу судьбу, оставляя после себя неизгладимый след.

Владимир Высоцкий. Это имя уже при жизни стало легендой.

Он не имел ни наград, ни званий, ни орденов, ни медалей. Не состоял ни в Союзе писателей, ни в Союзе композиторов. При жизни ни одна песня, ни одно стихотворение не были изданы на родине поэта.

Но его знали все. И его любили. Он — поэт, актёр, бард — стал самым народным. Всенародным.

       Почти 40 лет Высоцкого нет с нами, но в памяти людей живут его роли, его стихи, его песни. И сегодня вместе со всей страной мы вспоминаем имя талантливого человека, актера, поэта и музыканта.

Он не умел жить и чувствовать вполсилы, он работал на износ. "Поющий нерв эпохи", - так называл Высоцкого поэт Е.Евтушенко.

Звучит песня «Я не люблю» (видео, исполняет Высоцкий) (https://ok.ru/video/222666887428)

Слайд 2

25 января 1938 года в семье военного офицера Семена Владимировича Высоцкого и Нины Максимовны Высоцкой родился мальчик.

Первые годы своего детства Володя жил с матерью - Ниной Максимовной. Мать очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу водила сына в театр, видимо, это и сказалось на увлечении актерским мастерством. Ведь с детских лет Владимир декламировал стихи, участвовал в постановках, сам организовывал смотры, концерты. Затем война, развод родителей и воспитание Володи в новой семье отца, где его очень любили и баловали.

Его детство пришлось на суровые военные годы. Москва. Бомбежки. Окна, заклеенные крест-накрест. Холод. Голод. Об этом он напишет спустя 30 лет:

Не боялась сирены соседка,

И привыкла к ней мать понемногу.

И плевал я, здоровый трехлетка,

На воздушную эту тревогу.

Да не все то, что сверху от бога –

И народ зажигалки тушил.

И, как малая фронту подмога,

Мой песок и дырявый кувшин.

 Слайд 3

Из воспоминаний отца Владимира Высоцкого Семена Владимировича: «Отличался ли Володя от других детей? Нет, разве что более непоседлив, бес­страшен был. Рос Володя мальчиком добрым, честным, учился легко, хотя неровно, много проказничал. Мог раздарить игрушки, взорвать найденную в лесу гранату. Страшно любил живой мир, собак, хотя у нас, их дома не было. Сам научился плавать. Хорошо понимал по-немецки, позднее говорил по – французки. Но любимое его занятие – чтение. Книг в нашем доме всегда было много.

Среди        сверстников выделялся феноменальной, «железной» памятью. Однажды за час выучил поэму Пушкина. Писать стихи начал с девятого класса, но мне их не читал, стеснялся. Уже в детстве в его характере ярко проявилась доброта. Мы купили ему вело­сипед. Он покатался немного и вдруг подарил его соседскому мальчику, объяснив: ты у меня живой, а у него нет папы». Что тут было сказать. Эта черта сохранилась в сыне на всю жизнь, уже, будучи взрослым, разъезжая по стране или бывая за границей, он привозил мас­су подарков родным и друзьям. А если подарков не хватало, отдавал то, что было куплено себе. Любил радовать людей, делать им приятное. И в то же время не терпел несправедли­вость, равнодушие людское».

Слайд 4

2 ведущий.

Детство московских мальчишек (таких как Владимир), жильцов тесных коммуналок послевоенных лет протекало во дворах. Дворовое братство давало им первые уроки добра, верности, чести, а одновременно учило суровости и мужеству. По вечерам подростки брали гитары, усаживались во дворе и пели песни, так называемые «жалостные», «блатные»,- про несчастную любовь, про тюрьму и зону, про войну. Они никогда не звучали по радио, их никто не исполнял с эстрады, но в песнях Высоцкого того времени человек с политическим чутьём уже мог разглядеть искру таланта.

Слайд 5

Ведущий. 

В 10 классе Владимир стал заниматься в драматическом кружке. После окончания школы встал вопрос: где учиться дальше? И Володя довольно решительно заявил«Хочу в театральный». Но мама, отец и дедушка были категорически против. Особенно отговаривал его от театральной карьеры дедушка, а он обладал даром убеждать и убедил... поступить в механический вуз.

— В какой механический вуз идти, я не знал,- вспоминает Высоцкий, -потому решил выбрать самый красивый пригласительный билет на день открытых дверей, которые вузы тогда рассылали по школам. Самым красивым оказался пригласительный билет инженерно-строительного института им. Куйбышева. Я пошел туда. Через полгода я понял: инженером я быть не хочу и не буду. Это не мое. Я поступаю в театральный.

Это было время одержимого ученичества. До глубокой ночи Володя пропадал в кружке. Много репетировал, вместе со всеми готовил декорации и шил костюмы.

Он играл небольшие роли, эпизоды и чувствовал колоссальную неудовлетворенность самим собой. Но если бы не было этой невостребованности в театре, возможно, не появились бы песни Высоцкого, которые он начал писать в 1961 году. Друзья записывали его песни на магнитофонные ленты, и вскоре уже почти в каждом доме нашей огромной страны звучал голос Высоцкого.

- Ты, мама, не волнуйся, - говорил Володя, - я знаю, что пройдет время, и я буду на сцене, а ты будешь сидеть в зале и тебе захочется шепнуть рядом сидящему незнакомому человеку: «Это мой сын...». Я стану актером, хорошим актером, и тебе стыдно за меня не будет.

Высоцкий сдержал свое слово. Он стал актером. Многогранным актером. Актером с большой буквы. Дело было в уникальном единстве профессионального и человеческого. Именно человеческое в этом актере было так сильно, что не поддавалось шлифовке, почти неизбежной в театре. Он и менялся и взрослел не как все. Он совершенствовался как актер и не уступал себе как человек. Он был прост и буквален, поэтому и люди любили его особен­ной любовью. Он был своим...

Летом 1964 –го у Высоцкого произошла встреча, определившая всю его дальнейшую судьбу. Друзья посоветовали ему показаться главному режиссеру театра на Таганке Юрию Петровичу Любимову.

Юрий Любимов. То, что он был замечательный поэт, - это я разнюхал сразу, мне не нужны были никакие рекомендации. Он пришел и пел мне 45 минут.

На Таганке он сыграл главные театральные роли в своей жизни, в том числе Хлопушу, Галилея и Гамлета.

Презентация «Жизнь и творчество гения. Редкие фото»

2 ведущий.

Гитара у Владимира Высоцкого появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом – на аккордеоне.

Владимир считал главным в своих песнях, чтобы в них ощущалось наше время. Время нервное, бешеное, его ритм, его темп…

Видео «Интервью с Высоцким»

https://vk.com/video25717773_170332362

Слайд 6

1 ведущий.

Первая жена Высоцкого - Иза Жукова. Она училась в Школе-студии МХАТ, на два курса старше Владимира. Когда Высоцкий еще учился, Иза уже работала в Киеве в театре имени Леси Украинки. Два долгих года были врозь, хотя часто ездили друг к другу, почти каждый день писали. Когда Иза Высоцкая приехала из Киева, привезла с собой посылочный ящик Володиных писем. К сожалению, все письма пропали.

2 ведущий.

Из воспоминаний Изы Константиновны: «Тогда мы казались себе взрослыми, это было очень забавно. В сущности, мы были все-таки еще дети. Мы очень весело и интересно ссорились, ещё веселее мирились. Мне просто повезло: в моей жизни было большое счастье. И не только в те годы. Когда я была женой Володи, но и потом – все наши отношения всегда были неожиданными, нам их дарила судьба. И когда мы расстались, у меня было такое ощущение, что женщины должны быть с ним очень счастливы. Потому что у него был такой дар – дарить! Из будней делать праздник».

1 ведущий.

Слайд 7

Ленинград. Съемка картины «713 просит посадку». Здесь произошло знакомство Владимира Высоцкого с Людмилой Абрамовой, женой и матерью двух его сыновей Аркадия и Никиты.

Вот как об этом вспоминает Людмила Абрамова: «Я увидела перед собой незнакомого выпившего человека – и пока я думала, как обойти его стороной, - он попросил у меня денег. У Володи была ссадина на голове, и , несмотря на холодный дождливый вечер, он был в расстегнутой рубашке с оторванными пуговицами. Я как-то сразу поняла, что этому человеку надо помочь. Обошла нескольких знакомых, которые жили в гостинице, ни у кого ничего не было.

И тогда я отдала Володе свой золотой с аметистом перстень – бабушкин, фамильный. Володя отнес перстень в ресторан с условием, что утром он его выкупит. После этого он поднялся ко мне в номер – там мы и познакомились. А познакомились на том, что, войдя в номер, Володя предложил мне стать его женой.

Слайд 8

В 1962 году родился Аркадий, в 1964 – Никита. А расписались мы только в июле 1965 года. И ему пришлось детей «усыновлять». Расстались через два года».

Чтец

День-деньской я с тобой, за тобой,

Будто только одна забота,

Будто выследил главное что-то -

То, что снимет тоску как рукой.

Это глупо - ведь кто я такой?

Ждать меня - никакого резона,

Тебе нужен другой и покой,

А со мной - неспокойно, бессонно.

Сколько лет ходу нет - в чем секрет?

Может, я невезучий? Не знаю!

Как бродяга, гуляю по маю,

И прохода мне нет от примет.

Может быть, наложили запрет?

Я на каждом шагу спотыкаюсь:

Видно, сколько шагов - столько бед.

Вот узнаю, в чем дело, - покаюсь.

Слайд 9

2 ведущий.

В это время у Высоцкого происходят срывы, пятидневные запои. Разрыв с Людмилой Абрамовой, безденежье. Цепь бесконечных унижений ковалась год от года. Ему запрещали выступать на концертах, печатать стихи, в фильмах его песни пели другие певцы.

В порыве отчаяния Высоцкий пишет письмо Л. И. Брежневу, в котором прямо ставит вопросы о своем неопределенном положении художника-гражданина, о бездуховности современного искусства. Но это был глас вопиющего в пустыне.

1 ведущий.

В ответ на запрещение авторских вечеров, отказы редакций печатать его стихи у Высоцкого появились горькие строки:

Если трудно идешь, по колено в грязи

Да по острым камням, босиком по воде по студеной,

Пропыленный, обветренный, дымный, огнем опаленный,

Хоть какой доберись, добреди, доползи.

Слайд 10

1 ведущий.

Из книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет»: «На сцене неистово кричит и бьется полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное. Сцена наклонена под углом к полу, и цепи, которые держат четыре человека, не только сковывают пленника, но и не дают ему упасть.

Это шестьдесят седьмой год. Я приехала в Москву на фестиваль, и меня пригласили посмотреть репетицию «Пугачева», пообещав, что я увижу одного из самых удивительных исполнителей - некоего Владимира Высоцкого. Как и весь зал, я потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актера. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно растворяются в тени. Все, кто был в зале, аплодируют стоя.

Чтец Стихотворение «В душе моей…»

Мне каждый вечер зажигает свечи

И образ твой окутывает дым...

Но не хочу я знать, что время лечит,

Что все проходит вместе с ним.

Теперь я не избавлюсь от покоя,

Ведь все, что было на душе на год вперед,

Не ведая, взяла она с собою

Сначала в порт, потом - на пароход...

Душа моя - пустынная пустыня.

Так что ж стоите над пустой моей душой?

Обрывки песен там и паутина -

Все остальное увезла с собой.

Теперь в душе все цели без дороги,

Поройтесь в ней - и вы найдете лишь

Две полуфразы, полудиалоги,

Все остальное - франция, париж.

Мне каждый вечер зажигает свечи

И образ твой окутывает дым...

Но не хочу я знать, что время лечит -

Оно не исцеляет, а калечит,

Ведь все проходит вместе с ним.

Слайд 11

2 ведущий.

Из - книги Марины Влади: Мы встречаемся в ресторане ВТО

— Наконец-то я встретил вас.

Ты говоришь, что хотел бы уйти отсюда и петь для меня.

Ты объясняешь мне, что театр — твоё ремесло, а поэзия — твоя страсть. И тут же, безо всякого перехода говоришь, что давно любишь меня.

Я смеюсь, а потом уже совсем серьёзно говорю, что ты — необыкновенный человек и с тобой интересно общаться, но я приехала всего на несколько дней, у меня очень сложная жизнь, трое детей, работа, требующая полной отдачи, и Москва далеко от Парижа… Ты отвечаешь, что у тебя у самого — семья и дети, работа и слава, но все это не помешает мне стать твоей женой.

Ошарашенная таким нахальством, я соглашаюсь увидеться с тобой завтра.

 «Нам по тридцать, у нас большой опыт жизни – несколько жен и мужей, пятеро сыновей на двоих, профессиональные успехи и неудачи, взлеты и падения, слава. А мы очарованы друг другом, как дети, впервые узнающие любовь.

Мы счастливы. Власти пока что закрывают глаза на нашу идиллию.

Однажды вечером я жду тебя. Ужин остывает на кухонном столе. Я смотрела скучную программу по телевизору и уснула. Среди ночи просыпаюсь от настойчивого звонка телефона: «Он здесь, приезжайте, его надо забрать, приезжайте быстрее!»

Я с трудом разбираю адрес, мне страшно, хватаю такси, бегом поднимаюсь по едва освещенной лестнице подъезда. Я вижу тебя. Ты лежишь на диване и жалко морщишься. Пол уставлен бутылками и усеян окурками. Я беру тебя в охапку и тащу домой.

Это мое первое столкновение с тем, другим миром, впервые в жизни я увидела, как засасывает людей омут мертвой пьянки. Ты очнулся больной, злой, но полный надежды.

Это продолжалось несколько часов, и ты остановился. Хватило одного моего присутствия. А ведь никому до сих пор не удавалось остановить это безумие, в котором ты тонул. Отныне я – порука твоей выдержке» .

«Как только я возвращаюсь к себе в Мэзон-Лаффит, звонит телефон. Это ты. Ты провел эти несколько часов на почте и, ожидая, пока тебя соединят с Парижем, написал стихотворение и читаешь его мне. А тем временем заказанные минуты разговора истекают, и ты едва успеваешь прокричать : «Возвращайся скорей!»

Каждый нашёл в другом недостающую половину. Мы тонем в бесконечном пространстве, где нет ничего, кроме любви. 

Видео «Дом хрустальный» (https://youtu.be/e44k8mJv3t4)

Ведущий. Вскоре Марина Влади стала женой Высоцкого. Он смог выезжать за границу. Получить разрешение на выезд в то время было для любого советского человека, а тем более для Высоцкого очень сложно.

Благодаря Марине Высоцкий получил возможность побывать во Франции, в Америке, в Мексике и во многих других странах, дать там концерты, записать свои диски.

На Западе Высоцкий получает признание.

В советской же России многие его концерты запрещали, режиссерам не разрешали снимать Высоцкого, усматривая в его песнях сатиру на советский образ жизни.

Но уехать из России навсегда Высоцкий никогда не хотел.

«Я работаю со словом, мне необходимы мои корни, я — поэт. Без России я — ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без их любви я задыхаюсь. Но без свободы я умираю».

И повсюду ты чувствуешь себя изгнанником.

Ты не можешь жить ни поднадзорно-свободным в Москве, ни условно-свободным на Западе. Ты выбираешь внутреннее изгнание. Шаг за шагом ты покидаешь сам себя.

Слайд 12

1 ведущий.

Как пишутся песни? Бывает так: иногда просыпаешься от того, что в тебе звучат слова, вскакиваешь и записываешь, боясь забыть.

А иногда закроешь глаза и попадаешь в свой мир – цветные картины с шумами, запахами, множеством персонажей. Владимир Высоцкий называл их «снами наяву». Обычно они предшествуют большому стихотворению. Так были написаны и «Кони привередливые», и «Купола», и «Как по Волге-матушке».

2 ведущий.

Иногда стихи пишутся под сильным впечатлением увиденного. Так, увидев по телевизору документальный фильм об охоте на волков с вертолета, Владимир не мог прийти в себя. Ему долго мерещились обезумевшие животные, которые стараются зарыться в снег, поднимают искаженные отчаянием морды к ревущим машинам, откуда дождем льется смерть.

Так пишется песня «Охота на волков» - из-за текста которой на Таганке запретили спектакль «Берегите ваши лица».

Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников - матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Наши ноги и челюсти быстры.
Почему же - вожак, дай ответ -
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?

Волк не должен, не может иначе!
Вот кончается время мое.
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружье.

Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников - матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Слайд 13

1 ведущий.

Много песен Высоцкий посвятил теме войны. И всегда, в самые счастливые минуты, он вспоминал о страшном времени, о войне.

Из воспоминаний Марины Влади: «в 73-ем году мы едем в Западный Берлин. Всю дорогу ты сидишь мрачный и напряженный. Мы идем по улице, и мне больно на тебя смотреть. Медленно, широко открыв глаза, ты проходишь мимо этой выставки невиданных богатств – одежды, обуви, машин, пластинок – и шепчешь:

- И все можно купить, стоит лишь войти в магазин.

В конце улицы мы останавливаемся у витрины продуктового магазина: полки ломятся от мяса, колбасы, фруктов, консервов. Ты бледнеешь как полотно и вдруг сгибаешься пополам.

Когда мы возвращаемся в гостиницу, ты чуть не плачешь:

- Как же так? Они ведь проиграли войну, и у них есть все, а мы победили, и у нас нет ничего!

Эта первая, такая долгожданная встреча с Западом вызывает непредвиденную реакцию. Это не счастье, а гнев, разочарование, осознание того, насколько хуже живут люди в твоей стране, чем в Европе».

2 ведущий.

В ту ночь Владимир не сомкнул глаз. Долго молчал, уставившись в потолок. Потом, как в бреду, произносит Марине долгий монолог: «Война: потерявшиеся дети, сироты, женщины, на которых легла вся тяжесть мужской работы. Долгие месяцы ужаса и отчаянного мужества. Несколько миллионов калек с изувеченными телами и душами.

Чтец

Кто сказал: "Все сгорело дотла?

Больше в Землю не бросите семя"?

Кто сказал, что Земля умерла?

Нет! Она затаилась на время.

Материнство не взять у Земли,

Не отнять, как не вычерпать моря.

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет! Она почернела от горя.

Как разрезы, траншеи легли,

И воронки, как раны, зияют,

Обнаженные нервы Земли

Неземное страдание знают.

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет, она затаилась на время.

Слайд 14

1 ведущий.

Высоцкий пишет песни о горах и исполняет их в фильме «Вертикаль». Владимир Высоцкий говорил: «Дело в том, что там не только красиво и чистый воздух. Там замечательный народ. Там есть возможность понять, что ты за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Проверить себя – можно с тобой пойти в разведку или нет. Ведь есть ты, есть люди, которые идут с тобой в вязке. И есть случай – его величество Случай».
2 ведущий.

Прошел год. Высоцкий снова приехал в горы и увидел, что слова этой песни высечены на могиле трех погибших ребят. Позже он пишет песню «К вершине», посвященную погибшему в Альпах альпинисту Михаилу Хергиани, которая английская королева называла «Тигр скал».

Чтец

Но вот исчезла дрожь в руках,

Теперь - наверх!

Но вот сорвался в пропасть страх

Навек, навек.

Для остановки нет причин,

Иду, скользя.

И в мире нет таких вершин,

Что взять нельзя.

Среди нехоженых путей

Один - пусть мой.

Среди не взятых рубежей

Один - за мной.

А имена тех, кто здесь лег,

Снега таят.

Среди нехоженых дорог

Одна - моя.

И пусть пройдет немалый срок -

Мне не забыть,

Как здесь сомнения я смог

В себе убить.

Слайд 15

Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях.

Люди, слушавшие его песни “с криминальным уклоном”, были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнобойщики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.

Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: “Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью.”

Слайд 16

1 ведущий.

Владимир Высоцкий снялся в тридцати художественных и телевизионных фильмах, в двенадцати исполнял главные роли, для пятнадцати написал песни.

2 ведущий.

В 1987 году Владимиру Высоцкому присудили Государственную премию за создание образа Глеба Жеглова и авторское исполнение песен (посмертно).

1 ведущий.

Владимир Высоцкий работал в Театре имени Пушкина, Театре миниатюр. С 1964 года – в Театре на Таганке, где сыграл более двадцати ролей.

2 ведущий.

К ролям в Театре Владимир относился трепетно. Особенно подробно хотелось бы рассказать о последней роли в Театре на Таганке.

1 ведущий.

Владимир Высоцкий мечтал сыграть Гамлета. Роль начинали репетировать трое: Золотухин, Филатов и Высоцкий. Но после первых репетиций стало ясно, что у Высоцкого свое видение этой роли.

2 ведущий.

Высоцкий всегда играл Гамлета как в последний раз. Играл в любом состоянии здоровья. На последних спектаклях за кулисами дежурили врачи.

1 ведущий.

Что-то мистическое чувствуется в судьбе Владимира Высоцкого… Его измотанное сердце перестает биться. В первый раз – 25 июля 1979 года, на концерте в Бухаре. Он падает на сцене. Клиническая смерть. Прямой укол в сердце возвращает Высоцкого к жизни.

Фрагмент фильма «Спасибо, что живой» (эпизод клиническая смерть)

https://vk.com/video162738793_164976640

Слайд 17

2 ведущий.

Год спустя – день в день – 25 июля 1980 года в 4 часа 10 минут утра встреча со смертью состоялась.

За две недели до смерти Владимир Высоцкий посвящает Марине Влади стихи. Это его последние строки…

Это была красивая, длившаяся много лет духовная и физическая связь двух беско­нечно талантливых людей. Марина пыталась замедлить его бешеный темп. Отчасти ей это удалось. Во всяком случае, она продлила ему жизнь. За два дня до смерти он написал в от­крытке, которую не успел послать: «Я жив 12 лет тобой».

Чтец

И снизу лёд, и сверху, — маюсь между:

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежду!

А там — за дело в ожиданьи виз.

Лёд надо мною — надломись и тресни!

Я весь в поту, как пахарь от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Всё помня, даже старые стихи.

Мне меньше полувека — сорок с лишним, —

Я жив, тобой и Господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне будет чем ответить перед Ним.

1 ведущий.                                                                                                                                       

 27 июля Высоцкий должен был играть «Гамлета». Спектакль был отменен. За пропавшие билеты деньги возвращать не пришлось: каждый сохранил свой как священную реликвию. Больше на сцене театра на таганке этот спектакль не шел никогда.

1 ведущий.

Слайд 18

2 ведущий.                                                                                                                                     

 28 июля 1980 года. Москва пуста. Олимпийские игры в самом разгаре. Ни пресса, ни радио, ни телевидение ничего не сообщили. Только четыре строки в «Вечерке» отметили уход…

1 ведущий.                                                                                                                                   

И все же на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек.

Чтец

Его давили и травили,

Все, кто хотел и кто умел,

И груз подвешивали к крыльям,

Чтоб он высоко не летел

- Не наш! – кричали, -

Непривычный!

Не чистый голосом поет!

И все старались, как затычку,

Воткнуть свой кол в хрипящий

рот.

Не от того ль, что чьи-то руки

Давили шею, он хрипел?

И, зубы сжав от боли, муки,

Он о победах наших пел.

Хрипел и песней задыхался,

И умер с песней на зубах.

Похоже было – подорвался

На минных песенных полях.

Слайд 19

2 ведущий                                                                                                                               

Марина Влади, войдя в кабинет Высоцкого, ужаснулась. Все было перевернуто. Но рукописи не пропали. Сотни листочков она уложила в чемодан и спрятала у друзей.

1 ведущий.                                                                                                                     

Стихи Высоцкого вошли в жизнь без спроса, без утверждения в инстанциях и раз­решения сверху. Их переписывали и хранили в самом надежном месте — в людской памяти. К нам пришла его серьезная и беспощадная лирика.

Литературный архив Владимира Семеновича после его смерти явился подлинным открытием даже для тех, кто хорошо был знаком с его творчеством. Это серьезные опыты в прозе, поэма для детей, киносценарий. Но настоящей сенсацией стали около 250 ранее никому не известных поэтических произведений. При жизни Высоцкий увидел напечатанным только одно свое стихотворение, и то не полностью, а в искаженном виде.

Он говорил: «А все равно меня будут печатать, хоть после смерти, но будут».

Через год, в 1981 году, с помощью Иосифа Кобзона издана первая книга спасенных стихов Высоцкого под названием «Нерв».

На сегодняшний день мы имеем невероятное наследие, состоящее из шести сотен песен, изданных не только в СССР, но и записанных на японских, американских, немецких, болгарских, корейских, финских, французских и израильских студиях звукозаписи.

Презентация «Владимир Высоцкий. Цитаты»

Видео, посвящённое Высоцкому

https://video.meta.ua/9680843.video

 

Список использованной литературы

  1. Вовк. Т.И.»Я люблю – и, значит, я живу!». Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству Владимира Семеновича Высоцкого) // Русский язык и литература в школах Украины. – 2007. - № 1 (109). – С. 31 - 35.
  2. Влади М. Владимир, ил Прерванный полет: Пер. с фр. – М.: Советский писатель, 1990. – 176 с.
  3. Высоцкий В. Малое собрание сочинений. – Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013, - 608 с.
  4. Высоцкий В. Четыре четверти пути: сб./ Сост. А.Е.Крылов – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 286 с., ил., портр.
  5. Щепакина Н.Е. «Я до секунд всю жизнь свою измерил…» (Встреча в литературной гостиной, посвященная жизни и творчеству Владимира Высоцкого)// Русский язык и литература в школах Украины. – 2003. - № 29 (41). – С. 16 – 22.

Интернет-ресурсы

  1. http://my.mail.ru/mail/savchenkolili/video/1011/1250.html
  2. http://my.mail.ru/mail/kalina0310/video/647/657.html
  3. http://chaplevideo.net/video/168977731-161782037/
  4. http://my.mail.ru/mail/valja1972/video/1532/9628.html
  5. http://my.mail.ru/mail/naumov633/video/15235/15243.html
  6. http://my.mail.ru/mail/usolcev_52/video/155/2015.html
  7. https://www.youtube.com/watch?v=VvmFegMOfGw
  8. https://www.youtube.com/watch?v=Mih2yslLww0
  9. https://www.youtube.com/watch?v=PbTyVV98ZzA
 
   

 

Дверь в мир. Сайт для людей с ограниченными возможностями

Яндекс.Метрика