Рекламная деятельность библиотек в современных условиях: теория и практика изучения

Реклама - яркое явление современности: всепроникающее, вездесущее. Реклама столь разнолика, в наше время столь же пестры и суждения о ней.

Что есть «реклама»? Вот одно наиболее устоявшееся определение из словаря: « Реклама - разнообразные мероприятия, имеющие целью оповещения о чём- либо (например: товаров, зрелищ, услуг).

Долгое время о рекламе библиотечного дела в серьёз не говорили. Да и вообще утверждали «реклама» и «библиотека» не совместимы. Но, как утверждает известный отечественный специалист в области рекламы С.Н. Рощупкин, реклама не способна (и не должна) выполнять никакие другие функции, кроме информационной и напоминающей (а это в чём-то созвучно с функцией библиотеки).

Что и как можно рекламировать в библиотеке? Ещё полтора-два десятилетия назад понятие «библиотечная реклама» отсутствовало в профессиональной лексике. Чаще всего употреблялись привычные для слуха слова и сочетания «пропаганда», «продвижение литературы», «привлечения читателей» и т.д. Сегодня работа библиотеки наполняется глубоким и очень разносторонним содержанием. Развитие информационных технологий оказало влияние, как на традиционные формы её работы, так и на современные методики, обеспечивающие читателям доступ практически к неограниченному спектру информационных услуг.

Реклама органично вошла в жизнь библиотеки и её читателей. Сегодня она играет роль института, с помощью которого читатель знает всё или почти всё об этом учреждении. Реклама создаёт более привлекательный образ библиотеки и её сотрудников.

Реклама - это новый имидж библиотеки, благодаря рекламе она транслирует свои возможности перед широкой аудиторией, она занимает особое место в библиотечно-информационной среде.

Главная задача  сегодня - помочь библиотекарю освоить технологию всего  процесса рекламирования услуг и продукции библиотеки, сделать рекламу профессиональной и эффективной.

Библиотека предоставляет своим пользователям услуги  и продукцию. Соответственно, для привлечения к ним внимания нужна реклама.

Реклама библиотечной деятельности направлена на распространение информации о деятельности конкретной библиотеки или отдельного ее подразделения. В то же время реклама библиотечной деятельности, как одна из составляющих библиотечного или библиотечно-информационного маркетинга направлена на реализацию тактики и стратегии развития библиотеки.

Реклама библиотечной деятельности должна быть хорошо продумана, иначе библиотечно-информационная сфера будет претерпевать ее негативное воздействие. Она  строится только с учетом потребностей конкретных пользователей и групп, своего местоположения, статуса, информационной оснащенности и новизны фондов.

Рекламная деятельность библиотеки подразумевает разработку внешней и внутренней рекламы, которые позволяют поднять престиж библиотеки, сделать ее авторитетной среди пользователей.

Не стоит забывать о том, что реклама платных услуг не должна подавлять рекламу основных библиотечно-информационных услуг.

При организации рекламной деятельности библиотеки необходимо уделять внимание на красочное оформление плакатов, стендов, вывесок, пригласительных билетов, оформление выставок.

Фасад здания и убранство прилегающей территории также создают благоприятные условия для привлечения посетителей.

Средства печатной рекламы: листовки, афиши, буклеты, проспекты, каталоги, пресс-релизы.

Многие из этих средств различают по жанровым особенностям

Буклет - это согнутое в один или несколько раз многокрасочное, хорошо иллюстрированное издание. Выделяют различные буклеты.

Самый распространенный из них буклет посвященный библиотеке, а так же конкретному ее отделу и направлению работы. Он  нередко выполняет функцию путеводителя по библиотеке, информируя посетителей о ресурсах и услугах библиотеки.

Нередко буклеты посвящены памятным и знаменательным датам и содержат необходимый материал, позволяющий пользователю более эффективно и качественно подобрать литературу нужной тематики.

Отражение краеведческого материала также представлено в буклетах и составляет содержание краеведческой деятельности библиотеки в данном регионе.

Плакаты и листовки о ресурсах библиотеки, особенно буклеты, проспекты, каталоги, обычно «служат» посетителям не один год. Следует лишь позаботиться, чтобы в этих изданиях не присутствовала сиюминутная «однодневная» информация.

Печатная реклама позволяет библиотеке изобразительно раскрыть информационные и другие возможности. С помощью печатной рекламы библиотекари могут продемонстрировать оригинальный, нередко умный слоган - емкую, образную форму деятельности. Он обычно выступает главным словом элементов плакатов, листовок, буклетов. В архиве библиотеки печатная реклама занимает почетное место. По ней посетители судят об этапах развития библиотеки, традициях и возможностях их творчества.

Преимущества таких материалов, возможность использования в течении длительного времени.

Листовки - один из самых популярных типов печатной продукции. Как правило, это одно или двустороннее малоформатное издание без сгиба. Их достоинство - относительная дешевизна и возможность использования в разнообразных целях. Прежде всего, их рассылают по почте в виде приглашений посетить библиотеку, воспользоваться ее традиционными и новыми услугами. При этом лаконично рассказывают о ее ресурсах.

Реже листовки делают типографическим способом. Иногда используют почтовые, заполняя напечатанным текстом и рисунками ее чистую сторону.

Плакат - издание без сгибов. При этом многокрасочное рассчитанное на привлечение внимания с относительно большого расстояния.

Афиша рассчитана на привлечение непроизвольного внимания, то, что запоминается непроизвольно, легче удерживается в памяти. Афиша располагает достаточно большим пространством. Она оказывает многократное воздействие. Одно из важнейших требований к афише - не перезагружать ее текстом и изобразительными средствами. В афишах шрифтом или цветом выделяют отдельный элемент текста.

Характерной особенностью восприятия афиши является роль шрифтов. Выбор шрифта, размера букв, афиши в целом, зависит от места ее размещения вблизи библиотеки, в просторном вестибюле или в небольшом холле, узком коридоре. Следует принять во внимание уровень освещения помещения.

Среди других жанров можно выделить пригласительные билеты на массовые программы, рекомендательные списки литературы, абонементы на посещение литературных, музыкальных салонов, клубов.

Эти виды рекламной продукции вручают посетителям, раскладывают среди книг в фонде, у каталогов, дарят читателям.

Иллюстрированный материал в буклетах обычно представлен художественным изображением логотипа, а также фотографиями и рисунками. На первой странице, как правило, представлен фасад здания библиотеки, нередко плохо различимы. Следующие части иллюстрированы фотокадрами, запечатлевающими ряды книжных полок абонемента, столов в читальном зале с фигурами склонившихся людей или каталожных ящиков, рядом с которыми так же находятся посетители.

Проспект - это многостраничное, сброшюрованное, хорошо иллюстрированное издание. Их выпускают универсальные и специальные библиотеки. По содержанию и оформлению проспект мало чем отличается от буклета, хотя по форме напоминает книжку, и материал в нем скомпонован в небольшие главы, разделы.

Проспект предоставляет более широкие возможности осветить работу библиотеки. Проспект предназначен для более длительного использования, чем буклет. По своей функциональной природе проспект, как календарь, блокнот и другое издание, близок к сувенирной рекламе. Его печатают на высококачественной, чаще всего мелованной бумаге.

Многие библиотеки сотрудничают с местными СМИ, где также размещают свою рекламу, к которой прилагаются следующие требования: краткость, динамизм, яркость

Вывески на дверях библиотеки и световые табло также являются своеобразной формой рекламы библиотечной деятельности и отражают актуальную информацию о режиме работы библиотеки, ее ресурсах и проводимых в ее стенах мероприятий.

Некоторые библиотеки, располагая ограниченными возможностями для организации наружной рекламы (нет больших окон), предпочитают делать у входа небольшие навесные стеклянные витрины, в которых размещают актуальную информацию о своих услугах, режиме и условиях работы, а также размещают цветные листовки со своими рекламными предложениями.

В нескольких шагах от парадного подъезда можно установить такие виды уличной рекламы как планшеты, щиты (билборд), объемные геометрические фигуры различных конструкций (баннеры) типа «театральной тумбы». Они украсят пространство перед входом и заставят прохожих «затормозить» в этом месте.

В центральной библиотеке мы попытались оформить такой вид рекламы, («Библиотека предлагает»),  но по техническим  и финансовым причинам пришлось поставить этот щит в коридоре.

Не стесняйтесь постоянно напоминать о себе в любых местах скопления людей -- независимо от того, расположены ли они рядом с библиотекой или удалены от нее.

Библиотечная реклама должна быть везде и именно там, где есть ее адресаты.