Телефон

8 863 88 21-2-05

График работы:

Пн.-Пт. 8.00 - 17.12

Сб. 8.00 - 17.00

Адрес:

346200, Ростовская область,Кашарский район,
с. Кашары, ул. Ленина, 57

НАШИ ЗЕМЛЯКИ –

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА..

Отвагу и мужество, высоки патриотизм, сыновнюю преданность родной земле проявили на фронте тысячи жителей нашего района – участников Великой Отечественной войны. Два наших земляка стали Героями Советского Союза. Это генерал-майор авиации Григорий Михайлович Махринов из хутораЛысогорка и гвардии полковник Иван Порфирьевич Украдыженко из села Талловерово.

ВОЗДУШНЫЕ РАЗВЕДЧИКИ.

Рассказ о Г.Ф. Махринове и его однополчанах.

Войну лейтенант Григорий Махринов начал на Северо-Западном фронте в бомбардировочной эскадрилье. Самолеты «СБ» стояли в лесу, укрытые маскировочными сетками и ветвями. Уже прошло два дня войны. Подвешены бомбы, заряжены пулеметы, получены оперативные карты. Люди рвались в бой. Лишь на третий день был получен приказ нанести удар по вражескому аэродрому. Эскадрильи шли на высоте 800 метров. Замыкающим летел младший лейтенант Махринов. Вот ведущие уже сбросили бомбы. Над целью поднялись клубы пыли и дыма. Спохватились немецкие зенитчики. Снаряды рвались рядом. И вдруг один самолет из звена вспыхнул свечой, разваливаясь на части, ринулся на землю. «Воскресенский…» - мелькнула жгучая мысль и боль за товарища сжала сердце. Крепко сжав штурвал, Махринов продолжал вести самолет к цели. Над объектом штурман открыл люки и сбросил бомбы. А в это время рядом раздался взрыв – самолет подбросило, что-то затрещало. «Конец»,- невольно подумал он и закрыл глаза. Однако штурвал удержал, попробовал потянуть к себе – самолет подчинился. Минутная растерянность прошла.

Так прошел первый бой. Это было первое испытание огнем. На душе было смутно от минутной слабости, стыдно, когда уже на аэродроме подходил к стоящим в кругу товарищам.

Старший политрук Варежников, словно читая, что у него на душе, сказал: «Что приуныли, друзья? Да, мы понесли потери. Гибель товарищей – большое несчастье. Но мы гордимся, что молодые, необстрелянные летчики вели себя мужественно и с честью выполнили первое боевое задание». Это воодушевило молодого летчика. Успокоило его. После 10-12 вылетов исчезла напряженность, появилась уверенность в себе и хладнокровный расчет.

Особенно тяжелые бои шли в 1941 году под Ленинградом. Махринов производил в день 2-3 боевых вылета, сбрасывая свой смертоносный груз на головы врагов.

26 августа 1942 года в составе трех самолетов экипаж махринова совершил налет на аэродром противника в местечке Глебовщина. На месте было уничтожено 5 «юнкерсов», 5 повреждено. Убито 15 фашистов, что подтвердилось фотопланшетом №113.

Зимой 1942 года в районе Старая Русса Махринову пришлось осваивать новую специальность – он становиться воздушным разведчиком 6-ой воздушной армии 72-го отдельного авиационного разведывательного Петрозаводского Краснознаменного полка. Быстро освоил новый пикирующий самолет «Пе-2» (конструктор В. М. Петляков). Его скорость – 500 километров в час. На борту он имел три крупнокалиберных пулемета и две скоростные пушки. Это была грозная машина. Немцы ее побаивались.

В разведполк отбирали самых опытных, смелых летчиков. Воздушный разведчик должен проникнуть в глубокий тыл противника (до 500-600 километров), сфотографировать, нанести на карту важные объекты, сообщить о них своему командованию. Обычно он летит один и должен рассчитывать только на себя. А против него ведут огонь десятки, даже сотни зениток, идут на перехват истребители. Разведчик должен пробиться на объект разведки, вернуться домой живым со всеми данными.

Такую смелую задачу не каждый мог выполнить. Но еще труднее было выполнить сплошное фотографирование оборонительной полосы противника до 100 километров по фронту и 10-15 километров в глубину. В таких случаях самолет-разведчик должен несколько раз пройти вдоль обороны противника, очень строго выдерживая курс, высоту и скорость. Полет давал врагу идеальные условия для пристрелки.

Вот уже осколки снарядов рвут обшивку самолета, его качает на волнах. Очередной снаряд и … угодит. А до конца полета 2-3 минуты. Какие нужны нервы, выдержка, чтобы пройти до конца маршрут. Не было случая, чтобы Григорий Махринов отвернул от цели. Он был одним из лучших специалистов по этому сложнейшему виду фотографирования. У него учились многие молодые летчики. Летал Махринов на 1-ом Белорусском фронте в районе Луцка, Ковеля, Варшавы, над побережьем Вислы. Летал он и над Германией, Берлином, хотя передовая была еще за 600 километров от логова фашистов. На его самолете в память о погибшем герое было написано: «За Героя Советского Союза И.Завражного». Такие памятные надписи в честь погибших друзей делали на флюзеляжах многие разведчики. Они мстили врагу за их смерть.

Григорий Михайлович совершил 199 боевых вылетов. Только на разведку летал 117 раз. Он сфотографировал огромную площадь – 20 тысяч 632 квадратных километра, сбросил 2 миллиона 213 тысяч листовок.

Каждый вылет – подвиг. Правительство высоко оценило боевые дела отважного летчика. Его грудь украсили ордена Ленина, четыре ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Вот один из его полетов в марте 1943 года, район Старая Русса. Получил специальное задание по фотографированию укрепленного рубежа противника. Высота полета 4000 метров. Ровно гудят моторы самолета. Сделан один заход, второй, третий… Зенитный огонь усиливается. Уже пошел на четвертый заход. Передовая заснята. Надо возвращаться домой.

- Командир! Сзади два истребителя противника! – слышит в шлемофоне голос стрелка-радиста Чуменко.

- Ничего. Проскочим. Рядом свои.

Два «мессера» стремительно сближались с советским самолетом. Слишком неравные силы. Враг ожидал легкой добычи.

- Держитесь крепче!- крикнул Григорий членам экипажа.

И на глазах врага советский самолет сделал переворот через крыло и провалился вниз. Опомнившись, фашисты повторили атаку. Один из «мессеров», увлекшись преследованием, слишком приблизился и подставил свой бок под пулеметный огонь Чуменко. Очередь. Вражеский истребитель вспыхнул и рухнул на землю. Но бой не кончился. В воздухе появилось еще две пары «мессершмиттов». Положение складывалось критическое. Кончились патроны. Самолет терял высоту, сзади для атаки вновь заходил «мессер». Вот он совсем близко.

- Штурман, брось листовки! – крикнул Махринов.

Букреев открыл люк. Истребитель противника ворвался в бумажное облако и от неожиданности метнулся в сторону. Атака была сорвана. Самолет возвращался домой на бреющем полете.

- Истребители отстали!- слышит командир радостный голос штурмана.

Перевалили через лес, самолет сел на своем аэродроме поперек взлетно-посадочной полосы, не выпуская шасси. Командующий 6-ой воздушной армией генерал-полковник Ф.П. Полынин потом вспоминал: «Помню, приземлился весь изрешеченный, изодранный в лоскутья самолет. Летчик вылезает, а по лицу кровь течет, штурман стонет в кабине – осколком пробило спину. Выпрыгнул на землю стрелок из кабины, за окровавленную руку держится. Оказывается, пальцы оторвало. Это был экипаж капитана Махринова».

Разведывательный полк нес большие потери. Но ни одна мелочь в тылу врага и на переднем крае не ускользнула от острого глаза асов-разведчиков Ивана Великого, Алексея Криворученко, Виктора Подколодного, Николая Капищева, Василия Погорелова, Петра Беликова и других товарищей Григория Махринова.

Хочется и о них немного рассказать.

Василий Погорелов совершил 150 разведывательных полетов. 21 июля 1942 года был удостоен звания Героя Советского Союза. У него был свой почерк. Летал на низких высотах, был неуязвим для истребителя. При таком полете лучше просматриваются объекты. Обнаружив колонну врага, сам вел за собой штурмовики. В 22 года был уже заместителем командира эскадрильи.

Интересным человеком в полку был Иван Великий. Природа наделила его недюжинной силой и здоровьем. Человек обаятельный, всеми уважаемый. Летал в разведку один, задание выполнял смело, точно. Однажды, это было в 1943 году, он уже возвращался с задания на высоте 4000 метров, как его стали преследовать два вражеских истребителя. Экипаж был без масок, и все же Великий решил уходить набором высоты в сторону солнца. Отстреливаясь и маневрируя. Поднял самолет на высоту 7500 метров. Фашисты отстали.

На редкость скромным был капитан Виктор Подколодный. Когда знакомился с девушками, то всегда стеснялся и прятал свои большие руки. Но в бою это был орел. Совершил 180 вылетов на разведку. Каждый его вылет равнялся подвигу. В 1942 году в районе Шимска на него напали четыре «мессершмитта». Самолет вспыхнул. Штурман Гончаров был убит. Пришлось покидать машину. Стрелок в воздухе был ранен и скончался. А Подколодный 14 суток шел голодный, оборванный, минуя минные поля, к линии фронта. И прошел. * сентября 1943 года ему было присвоено звание героя Советского Союза, а 9 июля 1944 года он погиб под Ковелем.

Мастером воздушной разведки был майор Алексей Криворученко. Он сфотографировал 27 тысяч квадратных километров. А ведь каждый специальный полет – это риск необыкновенный. Как-то шестерка «мессеров» подожгла его самолет. А на борту были бомбы. Криворученко решает сбросить бомбы только на колонну немецких машин. Когда самолет перетянул линию фронта, летчик приказал экипажу выброситься с парашютами. Сам покинул машину последним, когда увидел, что спасти самолет уже нельзя.

О летчике Иване Завражном ходили легенды. Его знали все. Силы он был необыкновенной. Одним пальцем поднимал двухпудовую гирю, как игрушку, вытаскивал из грязи «газик», один поднимал хвост самолета и поворачивал машину куда надо. Но авторитет у него был за смелость, за умение вести разведку. О нем говорили: «Иван Завражный – трижды отважный». Кроме боевых орденов, у него было три медали «За отвагу», которыми он гордился. Однажды в пургу, когда, как говорят, хозяин собаку на двор не выпускает, Завражный решил проведать врежеский аэродром. Немцы «гостя» не ждали. А тот без помех сбросил бомбы на самолеты врага и скрылся в снежной мгле. Командующий армией Кондратюк, любивший порядок и дисциплину, наказал смельчака за самовольство и отправил за провинность в учебный полк в Максатиху.

- Как ты сюда попал? - спрашивали летчики.

- За не почитание родителей, - отшучивался тот.

Но вскоре Завражный был снова в полку. Когда решалась судьба Рамушевского коридора (Новгородская область), Иван Дмитриевич каждый день водил свою «пешку» над лесами и болотами Приильменья. И получил из рук генерала А.А. Новикова орден Александра Невского.

28 августа 1943 года на обратном пути, после выполнения задания, его самолет зажали в клещи вражеские истребители и подбили. Раненый, тяжело дыша, Завражный спрашивал штурмана:

- Вася, скоро линия фронта?

- Скоро, товарищ командир.

Самолет терял высоту. Когда миновали линию фронта, командир собрал последние силы, приказал экипажу: «Прыгайте!» Летчик с трудом посадил самолет, но вылезть из него не смог. Когда осмотрели тело Завражного, то оказалось, что он был смертельно ранен в грудь на вылет. Через месяц в газете появился указ о присвоении Ивану Дмитриевичу Завражному звания Героя Советского Союза.

Вот такими были друзья-однополчане Григория Федоровича Махринова.

Сейчас Г.Ф. Махринов на пенсии, живет в Москве.

Н. Синельников.

Х. Лысогорка.

«Слава труду», 1985, 9 мая.

Яндекс.Метрика