Телефон

8 863 88 21-2-05

График работы:

Пн.-Пт. 8.00 - 17.12

Сб. 8.00 - 17.00

Адрес:

346200, Ростовская область,Кашарский район,
с. Кашары, ул. Ленина, 57

Вот уже почти семь лет, как я не живу в Кашарах, так сложились обстоятельства. Но ни на один день, ни на один миг не забываю село, которое стало для меня родным, и которое я полюбила всем сердцем.

То, о чем хочу рассказать, не только кусочек моей личной жизни, но и частичка истории моего села, нашей общей истории, которую мы не должны предавать забвению.

В августе 1949 года после окончания техникума физической культуры приказом областного отдела народного образования, я, Юлия Григорьевна Мартынова, была направлена на работу в Кашарскую среднюю школу, хотя сама была родом из Верхнедонского района. И учительствовала в этой школе до 1987 года.

Очень трудно переносила расставание со своей школой, с коллегами. И до сих пор мне часто снятся сны, в которых я по-прежнему работаю, провожу уроки, решаю какие-то проблемы по воспитательной и учебной части. Правда, в своих снах чаще вижу не теперешнюю красавицу-школу, в которой я трудилась последние десять лет, а старенькую, деревянную, в два этажа, построенную еще до войны. Такую уютную и родную, с печкой в каждом классе. Помню, зимой в школу рано-рано первыми приходили уборщицы, зажигали лампы-«молнии», растапливали печки. Потом прибегали ребятишки и грели о теплые кирпичи озябшие на морозе ладошки.

Пришла я сюда совсем молодой, без опыта. И первыми моими наставниками стали Анна Ефимовна Пономарева, Ксения Трофимовна Яковенко, Агафья Иосифовна Хибученко, Мария Максимовна Трофимова. А директором школы в то время был очень добрый и внимательный к людям человек – Василий Федорович Трофимов.

Это были трудные послевоенные годы. Нелегко было всем. У многих ребят не вернулись с фронта отцы. Одевались все бедно – и учителя, и учащиеся, не хватало учебников, тетрадок. Но люди были очень добры друг к другу, делились последним.

Вот невольно сравнивая ту и нынешнюю молодежь, и, мне кажется, дети тех лет были все же намного серьезнее по отношению к жизни, стремились в большинстве своем получить хорошие знания в школе и непременно поступить в техникумы и институты. И действительно, многие из наших тогдашних выпускников поступили в вузы, иногда целыми классами, успешно учились.

Все силы, весь свой талант отдавали делу воспитания и обучения детей наши учителя. Очень интересными были, к примеру, уроки географии Ксении Трофимовны Яковенко. По ним можно было писать статьи даже в журнал «Вокруг света». Кроме своих уроков, Ксения Трофимовна проводила большую воспитательную внеклассную работу. Она руководила школьным драматическим кружком учащихся. Ребята часто ставили прекрасные спектакли.

Любовь к великому русскому языку, народному творчеству, своему Отечеству прививала детям на своих уроках Анна Ефимовна Пономарева. Лучшие сочинения учащихся всегда зачитывались на общешкольных линейках.

Любимыми были у ребят уроки музыки и пения, вел которые И.В. Яковенко. Иван Васильевич сумел создать в школе замечательный хор, в котором было до 150 ребят. Хор ездил со своими концертами по всему району.

Наши учителя не замыкались на школьных делах, они принимали активное участие в культурно-просветительной работе на селе. При Доме культуры с участием педагогов был организован народный театр, в числе самодеятельных артистов были К.Т. Яковенко, М.Ф. Баграмова, А.Е. Пономарева, А.Н. Бондаренко и другие учителя. Когда народный театр ставил свои спектакли, в ДК не хватало мест.

Всем школьным коллективом принимали мы участие в трудовых десантах, помогая колхозам и совхозам в выращивании и сборе урожая зерновых и огородных культур. Учителей и ребят в разгар страды можно было видеть на комбайнах в качестве штурвальных, на токах и плантациях. Считаю, очень ценной педагогической находкой для привития детям трудовых навыков были в то время летние спортивно-трудовые лагеря для учащихся. Помню, как гордились дети, получая ценные подарки за свой труд на осеннем Празднике урожая.

Большое внимание в школе уделялось и туристско-краеведческой работе. Велась активная переписка с участниками Великой Отечественной войны, ребята объездили с экскурсиями многие города страны, часто ходили в походы по родному краю.

Были у нас и свои многоплановые системы, на мой взгляд, очень удачные по правовому и военно-патриотическому воспитанию учащихся. В школе частыми гостями были работники прокуратуры, суда, милиции. Любимыми у детей были военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок». В школе работало много кружков и спортивных секций. Все это делалось для того, чтобы дети вырастали физически крепкими, здоровыми, были настоящими патриотами и защитниками своей страны.

Огромный вклад в дело воспитания и обучения детей внесли также учителя И.А. Гетманский, Т.Г. Цырюта, М.А. Саржинский, Т.П. Лапешкина. О Татьяне Петровне Лапешкиной особо. Она преподавала математику, и, как никто другой, умела научить ребят полюбить эту сложную науку, даже тех, кто не особенно тяготел к ней, не имея особых способностей. Татьяна Петровна всегда была любимой учительницей в школе. А еще она по натуре душевно добрый, отзывчивый, внимательный по отношению к людям человек. Работала несколько лет Татьяна Петровна и завучем, всегда была прекрасным классным руководителем. Признаюсь, мы, все учителя нашей школы, старались равняться на нее.

Сейчас Т.П. Лапешкина на пенсии, недавно ей исполнилось 80 лет. С юбилеем Вас, Татьяна Петровна, желаю бодрости духа, счастья, здоровья, благополучия!

Часто вспоминается мне и строгая, требовательная, но всеми уважаемая в школе учительница литературы и русского языка Валентина Ивановна Кочетова. Валентина Григорьевна Фоменко тоже вела уроки русского и литературы. Бесконечно добрую душой, с чувством юмора, ее очень любили дети. Будучи завучем, Валентина Григорьевна всегда стремилась помочь молодым педагогам.

Хорошо помню и не перестаю восхищаться также своими бывшими коллегами – учителями младших классов. Среди них А.И. Хибученко, Л.А. Любкина, Е.С. Хибученко, М.Г. Обухова, М.Р. Белашова, Е.Н. Недодаева, З.П. Рыбченко. Все они были для ребят настоящими заботливыми школьными мамами.

Много видных людей вышли из стен нашей школы – той маленькой, где занятия часто проходили в три смены, где в каждом классе было по 40-45 учеников, где параллельные классы были от «А» до «Е». Закончив вузы, стали, к примеру, работниками научно-исследовательских институтов Петя Бирюлин, Юрий Федоренко, Миша Макаренко, Коля Шевченко и другие. Есть среди наших выпускников генералы и адмиралы, ученые, преподаватели вузов, врачи, летчики, офицеры.

«Кашарский самородок» - это так называлась заметка, которая, помню, появилась в одной из центральных газет, в ней рассказывалось о Коле Шевченко из нашей школы. Поступая в один из московских вузов, он просто-таки поразил и восхитил приемную комиссию своими глубокими знаниями по химии. Сколько радости доставила нам эта публикация! Обучаясь в вузе, Коля овладел 8 иностранными языками, стал видным специалистом.

История моей школы – это моя история. С ней связана вся моя жизнь – удачи, радости и расставания. Работая здесь, обучая детей, я и сама росла профессионально. Заочно окончила Новочеркасский учительский институт, а потом Шахтинский педагогический – исторический факультет. Работа в системе образования требует от педагога постоянного повышения профессионального мастерства. Это истина. Но сегодня я более всего хочу сказать спасибо учителям Кашарской школы старшего поколения, многие из них были и моими учителями.

Многое, очень многое, хотелось бы еще рассказать, к примеру, о школьных традициях, о наших Кашарах. Они, кстати, очень изменились. Когда в 1949 году я сюда приехала, это было небольшое, захудалое село с глинобитными хатками-пятистенками – над которыми торчали плетенные из лозы и обмазанные глиной трубы. Такие хаты стояли даже на главной улице. А единственным украшением на все село была наша школа с рядом пирамидальных тополей возле нее. Та школа, в которой я начинала свой трудовой путь.

А теперь мне хотелось бы обратиться к женщинам – учительницам Кашарской средней школы, которые сейчас работают в ней. Многие из них – наши бывшие ученики, а некоторые были еще моими коллегами. Дорогие мои! Я очень хочу пожелать вам счастья и творческих удач в вашем нелегком деле. От вас, от вашей работы зависит, какими вырастут наши дети, каким будет наше будущее. С праздником, вас, милые женщины, счастья вам!

Юлия Мартынова. Ст. Лихая

«Слава труду» №113 4 октября 2001 г.

Яндекс.Метрика