Телефон

8 863 88 21-2-05

График работы:

Пн.-Пт. 8.00 - 17.12

Сб. 8.00 - 17.00

Адрес:

346200, Ростовская область,Кашарский район,
с. Кашары, ул. Ленина, 57

Никто в селе каменка Кашарского района, где родился 13 мая 1917 года Жора Федоренко, не мог предугадать, что простой деревенский паренек после окончания школы колхозной молодежи поедет учиться в краснодарское штурманское училище. Однако направление военкомата было, и он стал курсантом.

После окончания училища получил специальность стрелка-радиста. Был направлен в 39-й авиаполк скоростных бомбардировщиков. Принимал активное участие в Финской кампании 1939-1940 года.

После окончания боевых действий был направлен в город Лида Белорусской ССР. Здесь группе в составе трех самолетов «СБ» поставили задачу сфотографировать районы Латвии, Литвы и Эстонии для авиационных карт. Задание было выполнено. Затем Георгия Кузьмича направили по той же специальности – стрелком-радистом на самолет «П-2» в 16 –й полк бомбардировочной авиации, расположенной под Гродно в Белоруссии. Рядом протекала пограничная с Польшей река Неман.

Шел 1941 год. 22 июня рано утром армады фашистских самолетов пересекли наши границы. Запылали города и села. Георгий Кузьмич рассказывает. Что в результате первого внезапного налета аэродром, где базировался их полк, вместе с самолетами был уничтожен полностью. Оставшиеся в живых авиаторы направились в Лиду, где присоединились к пехотинцам. Затем под натиском превосходящих сил гитлеровцев оставили город Лида и с боями отступали в район Минска. 26 июня прибыли в Минск, где наконец-то их накормили, одели и обули. Здесь они встретили своего командира полка, и из оставшегося в живых летного состава были сформированы экипажи 11 самолетов. Командовал этой авиагруппой Кравченко.

Федоренко опять стал стрелком-радистом на бомбардировщике. Выполняя задания командования, бомбили немецкую передовую и переправы в районе города Бобруйска. Затем были Смоленск и Брянск. Под Брянском в один из вылетов их самолет был подбит, пришлось идти на вынужденную посадку. Затем перебазировались вначале в Орел, потом в Липецк. В Липецке формировались авиаполки для отправки на фронт. Десять суток Федоренко находился в Липецке. Однажды ночью его вызвали в штаб и на самолете «Дуглас» перебросили в Москву, где он был направлен в авиацию дальнего действия. Аэродром находился в Раменском. Здесь была сформирована группа из пяти самолетов под командованием маршала авиации Голованова. Георгий Кузьмич был стрелком-радистом на четырехмоторном самолете «П-8», командир Асянов.

Именно отсюда, из Раменского они начали подготовку к боевому вылету, который стал историческим. В августе 1941 года был сделан первый вылет самолетов дальней авиации на бомбардировку Берлина. Это была первая бомбежка, которую считавшаяся неприступной столица Германии перенесла с великим потрясением. И этот бомбовый удар нанесли советские летчики. Удар наносили эшелонами, вначале сбрасывали осветительные бомбы, а затем бомбили.

В 1942 году авиаполки стали пополняться новыми самолетами. Было сформировано два авиаполка дальнего действия: 746-й – командир Абрамов и 890-й – командир Пусэт.

Федоренко направили в 890-й авиаполк авиации дальнего действия. С 1942 года начали производить вылеты на бомбежку Хельсинки – столицы германского союзника Финляндии. Затем были рейды на Варшаву, Прагу, Бухарест, Данциг, Софию, Кенигсберг, Поешти и Берлин. Во время этих вылетов неоднократно бомбили военные объекты и нефтеперерабатывающие заводы. Только в августе 1942 года было сделано 6 боевых вылетов на Берлин.

1942 год. Немцы у стен Сталинграда. И здесь авиаторы, взаимодействуя с наземными войсками, с успехом выполняли возложенные на них задачи. Полк, в котором служил Георгий Кузьмич, бомбил аэродромы врага, уничтожал его авиационные силы и успешно осуществил воздушную блокаду окруженных в Сталинграде немецких войск.

Приходилось бомбить железнодорожные станции Лихая и Миллерово, уничтожая скопления боевой силы и техники врага.

После уничтожения группировки Паулюса полк, в котором служил Федоренко был переброшен под Ленинград – местечко Тосно и Дно. Здесь в лесах немцы установили крупнокалиберные пушки дальнобойной артиллерии, которые обстреливали Ленинград. Их нужно было уничтожить. Задание было выполнено.

За годы войны пришлось быть Федоренко стрелком-радистом и на американском двухмоторном самолете «Б-25». Бомбили Брянск, Оршу и Минск. После освобождения Минска летали на бомбардировку Кенигсберга, Гдыни и Данцига. После освобождения Кенигсберга начали регулярные рейды на Берлин. Бомбили в основном ночью на больших 4-х моторных самолетах. Уничтожали зенитные и минометные батареи, железнодорожные эшелоны, склады, военно-промышленные объекты.

Воевал Георгий Кузьмич над родной землей – в небе Москвы и Сталинграда, Ленинграда и Белоруссии, и в небе стран Европы. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, имеет две медали «За отвагу», «За оборону Москвы» и «За оборону Сталинграда». Отмечен восемью благодарностями Верховного Главнокомандующего за освобождение Риги и Кенигсберга, Свинемюнде и Мемеля, Гдыни и Данцига, Будапешта и Берлина. Демобилизовался домой в ноябре 1945 года.

В послевоенное время многие годы работал на партийной и хозяйственных работах. В настоящее время проживает в селе Кашары и находится на заслуженном отдыхе.

Н Гришкова, методист районного музея истории и краеведения.

Слава труду №75 16.7.2002

Яндекс.Метрика