МБУК Кашарского района «МЦБ»

«Библиотечная

статистика»

методические рекомендации для библиотекарей

(подготовлены по материалам интернет-ресурсов)

 

 

2019

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вашему вниманию методические  рекомендации по ведению библиотечной статистики. С 1 января 2015 года вступил в силу новый стандарт по учету библиотечной статистике. Его внедрение обеспечит более высокий уровень библиотечной статистики за счѐт установления перечня показателей, раскрывающих все направления работы современной библиотеки. Унифицированные показатели и единицы их исчисления будут способствовать единообразию представления первичных статистических данных, что создаст условия не только для их наглядного сопоставления, но и корректной последующей аналитической обработки для использования в планировании, отчѐтности и прогнозировании.

 

Основой библиотечной статистики является точный учет всех основных показателей работы библиотеки. Регистрация показателей по обслуживанию пользователей в библиотеках должна вестись ежедневно.

Каждое структурное подразделение МЦБ, осуществляющее обслуживание читателей, ведёт учет: читателей, посещений, выдачи изданий, массовых мероприятий, изготовленных копий и библиографических справок.
Единицы учёта устанавливаются на основе ГОСТ Р 7.0.20 – 2014 «Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления».
Основными формами первичной учетной документации при обслуживании пользователей в библиотеке являются:
 

  • Читательский формуляр (формуляр зарегистрированного пользователя).
  • Карточка регистрации читателя.
  • Список участников массовых мероприятий.
  • Тетрадь учета выполненных справок.
  • Дневник учета работы библиотеки.

Первичным учетным документом для учета количества пользователей, посещений и выдачи документов при традиционном (не автоматизированном) обслуживании является формуляр читателя (формуляр зарегистрированного пользователя).

Формуляры заполняются на зарегистрированных пользователей всех структурных подразделений библиотеки, в том числе пунктов обслуживания пользователей, находящихся вне стен библиотеки (библиотечных пунктов, выездных читальных залов).

На первой странице формуляра указывается регистрационный (порядковый) номер формуляра за данный год, под ним — год записи (или год перерегистрации). Формуляр рассчитан на использование в течение пяти лет. Каждое структурное подразделение, обслуживающее пользователей, имеет свой ряд номеров читательских формуляров. Их сумма дает общее количество пользователей по всем структурным подразделениям.

На внутренней стороне формуляра читателя (зарегистрированного пользователя) или вкладыше (когда внутренняя сторона уже заполнена) фиксируются посещения библиотеки для получения библиотечно-информационных услуг и выдача (просмотр) документов. Учет посещений структурные подразделения ведут ежедневно в Дневнике работы структурного подразделения.

Выдача (просмотр) документа: предоставление во временное пользование документа из библиотечного фонда по запросу пользователя, в т.ч. на физических носителях, из электронной (цифровой) библиотеки, инсталлированных документов, сетевых удаленных лицензионных документов, включая документы, полученные по МБА и ММБА, доступные в виртуальных читальных залах.

Первичным учетным документом для учета числа посещений массовых мероприятий являются листки (списки) участников (присутствующих). (Приложение 1). Количество посетителей по входным билетам учитывается по количеству оставшихся в библиотеке корешков билетов; по пригласительным билетам — по количеству сдаваемых при входе на мероприятие пригласительных билетов. Листки (списки) присутствующих имеют, как правило, простую форму: название мероприятия, дата проведения, №№ по порядку, фамилии, инициалы присутствующих. Так же учитываются посещения массовых мероприятий, проводимых вне стен библиотеки.
Приложение 1

СПИСОК  УЧАСТНИКОВ  МАССОВОГО  МЕРОПРИЯТИЯ

_____________________________________

(название и вид мероприятия)

«______»______________20___г.

(дата проведения мероприятия)

п/п

ФИО

участника

Возраст участника

до 14

15-30

31-55

более 55

Первичными учетными документами для учета выполненных справок и консультаций является «Тетрадь учета выполненных справок» (тематические, уточняющие и фактографические справки) 
 В удалённом режиме.

Учитывается суммарное число справок (консультаций), выполненных в устной или письменной форме по запросам удаленных пользователей библиотеки, в том числе поступивших через Интернет (в виртуальную справочную службу, по электронной почте, на аккаунт библиотеки в социальных сетях, иные автоматизированные формы приема запросов). Учету подлежат адресные, библиографические, фактографические справки, а также консультации ориентирующего характера по раскрытию услуг и ресурсов библиотеки.
ДНЕВНИК РАБОТЫ БИБЛИОТЕК

Основным документом, на основании которого предоставляются данные для формы № 6-НК,  является Дневник работы библиотеки.
Дневники ведутся в каждом структурном подразделении, обслуживающем пользователей, в том числе в пунктах обслуживания пользователей, находящихся вне стен библиотеки (библиотечных пунктах, выездных читальных залах).

Типовых Дневников работы в настоящее время не существует. Каждая МЦБ изготавливает их самостоятельно. При этом их тираж должен обеспечивать учет во всех структурных подразделениях, осуществляющих обслуживание пользователей (с учетом внестационарных форм обслуживания) на календарный год, так как при возможном изменении форм предоставления государственной статистической информации (форма №6-нк) будут соответственно меняться и графы Дневника работы.

Учет состава читателей и посещаемости.

 Число зарегистрированных пользователей библиотеки
указывается число зарегистрированных пользователей библиотеки, зафиксированных в единой регистрационной картотеке или базе данных учета пользователей. Учитываются читатели, записавшиеся (или перерегистрированные) в данный день.

Число пользователей, обслуженных в стенах библиотеки
указывается число зарегистрированных пользователей, обслуженных в стенах библиотеки.

Из них дети до 14 лет включительно
Данная графа в Дневнике работы со взрослыми читателями не заполняется.
Из них молодежь 15-30 лет
Отдельные группы пользователей
учитываются те группы, на обслуживание которых библиотека обращает особое внимание (пенсионеры, студенты, люди с ограниченными возможностями и т.д.).

В конце месяца подводятся итоги записи читателей, а также подсчитывается общее число читателей в данном подразделении библиотеки и их состав с начала года. Итоговые данные переносятся на первую строку следующей страницы.

Число посещений библиотеки
указывается число зарегистрированных приходов физических лиц в помещение библиотеки с целью получения библиотечно-информационных услуг, использования библиотечного пространства для общения и рекреации.
Из них для получения библиотечно-информационных услуг

указывается число зарегистрированных приходов физических лиц в помещение библиотеки с целью получения библиотечно-информационных услуг.
Число посещений массовых мероприятий 
указывается число посещений массовых мероприятий, которое учитывается по листкам (спискам) участников (присутствующих). Учитываются также посещения мероприятий, проводимых библиотекой за пределами собственной территории.

Число обращений к библиотеке удаленных пользователей, всего
указывается общее число обращений удаленных пользователей в библиотеку по почте, по телефону, факсу, через Интернет (в том числе через социальные сети) с запросами на получение библиотечно-информационных услуг (справки и консультации). Данная графа заполняется всеми библиотеками, не зависимо от наличия зарегистрированных удалённых пользователей.

Посещение — приход пользователя в помещение библиотеки с целью получения библиотечно-информационной услуги, участия в библиотечном мероприятии, использования библиотечного пространства для общения. Единицей учета посещений является одно посещение библиотеки.
Обращение – не только физический приход человека в библиотеку, но и обращение к ней через Интернет, по телефону, факсу, электронной почте. Единицей учета обращений является одно обращение в режиме удаленного доступа, по каналам телефонной и электронной связи, по почте.
Учет посещений (обращений) ведется ежедневно в Дневнике работы библиотеки.

 Учет выдачи книг, брошюр и журналов и их копий

В этой части дневника дается количественная и качественная характеристика книговыдачи. Она заполняется ежедневно по читательским формулярам.

  Единицей учета выдачи документов и их копий является экземпляр, полученный пользователем по его запросу.

  Единицей учета выдачи периодических изданий является экземпляр или подшивка, полученная пользователем по его запросу.

 Учет выдачи журналов, газет, нот, карт, патентов, стандартов и т. д. объединенных или хранящихся в папках, коробках, подшивках, комплектах и др., проводится по числу тех экземпляров документов, которые соответствуют запросу пользователя.

 Учет выдачи документов проводится по числу выданных экземпляров, зарегистрированных в формуляре читателя, листе читательского требования и другой документации, принятой в библиотеке, а также в электронной БД.

 При выдаче документов из одного структурного подразделения библиотеки в другое учет выдачи производится лишь тем структурным подразделением, которое непосредственно осуществляет выдачу документов пользователю (читателю, абоненту).

  Учет общего числа выданных документов проводится суммированием числа экземпляров, учтенных каждым структурным подразделением библиотеки.

  Единицей учета выдачи копии документа является копия библиотечного документа (глава книги, абзац, статья, файл, аудиозапись с каждого носителя, запись на диск, распечатка документа с электронного носителя), независимо от количества скопированных страниц.

  Учету не подлежат копии с документов, не относящихся к библиотечному фонду.

 Выдача платных копий библиотечных документов осуществляется отдельно и входит в общее число выданных документов.

  Учет выдачи копий и документов с выставки входит в общее число выданных документов.

 Учет массовой работы

Заносятся сведения о каждом массовом мероприятии сразу же после его проведения. Учитываются также посещения мероприятий, проводимых библиотекой за пределами собственной территории:

№ п/п
2. Число и месяц
3. Название и форма мероприятия
4. Количество обслуженных
5. Кто проводил мероприятие и где.
В графе «Количество обслуженных» будут указываться сведения на основе листков (списки) участников (присутствующих).

Библиотековеды рекомендуют  в этой части дневника раздельно учитывать книжные выставки, библиотечные уроки и прочие массовые мероприятия. Для этого необходимо сделать соответствующие заголовки.

Описывая выставки со сложной структурой необходимо указывать ее разделы.
Каждый раздел заполняется в хронологическом порядке.

Словарь библиотечных терминов

  • ·

Библиотечные услуги - это результат деятельности по удовлетворению культурных, информационных, образовательных, досуговых потребностей пользователей библиотек.

  • ·

Выдача документа – это предоставление документа по запросу пользователя

библиотеки на абонементе, в читальном зале через нестационарные формы

обслуживания или электронные информационные сети.

  • ·

Годовой комплект – это совокупность номеров (выпусков) периодических изданий за год, принимаемая за одну учетную единицу фонда.

  • ·

Мероприятие – это совокупность действий, организационных форм, ориентированных на контактные группы пользователей в целях удовлетворения их потребностей в знании, информации, общении, рекреации.

  • ·

Название – это каждое новое или повторное издание, другой документ,

отличающиеся от остальных заглавием, выходными данными или другими

элементами оформления.

  • ·

Отказ – это неудовлетворенный запрос пользователя библиотеки.

  • ·

Подшивка (переплетная единица) – это совокупность номеров периодических

изданий (документов), сшитых, переплетенных или скрепленных другим способом в одно целое и принимаемых за одну учетную единицу фонда.

  • ·

Посещение – это приход пользователя в библиотеку, зарегистрированный в

формуляре читателя, другой документации, принятой в библиотеке, а также в

электронной базе.

  • ·

Пользователи – это физические и юридические лица, пользующиеся услугами

библиотеки; абоненты информации, обслуженные по разовым или постоянным запросам; посетители мероприятий; участники мероприятий, проводимых библиотекой; пользователи, обращающиеся в библиотеку через электронные информационные сети, зарегистрированные на сервере библиотеки.

  • ·

Статистика – это:

- отрасль знаний, дающая представление о количественной стороне массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной;

- отрасль практической деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации массовых данных о явлениях и процессах жизни общества;

- отрасль науки, использующая методы математической статистики для изучения социально-экономических процессов и явлений.

  • ·

Экземпляр – это каждая отдельная единица документа, включаемая в фонд или

выбывающая из него.

 
   

 

Дверь в мир. Сайт для людей с ограниченными возможностями

Яндекс.Метрика